Воспоминания о путче: кто и как продвигал демократию в России

В вихре августа 1991-го никто не мог адекватно оценить событие, громко названное «путчем»

В вихре августа 1991-го никто не мог адекватно оценить событие, громко названное «путчем». За 25 лет выросли книжные горы из мемуаров участников и очевидцев различных перипетий тех роковых дней, когда под трансляцию балета «Лебединое озеро» советские танки шли на Москву. И каждый август нам рассказывают о том, как героические демократы, порвавшие с КПСС, спасли Россию, одержав победу над ГКЧП. Кто же в этом им помог?

Теперь-то мы знаем, что события 18 - 21 августа 1991 года назвали «путчем», то есть вооруженным государственным переворотом, те, кто уже в 1989-1990 годах готовил искусственный продовольственный криз и тайный договор в Беловежье, хищническую приватизацию и расстрел защитников парламента - у того же Белого дома. И, как теперь очевидно, ровно по тому же сценарию. А тогда мы, журналисты, как и весь народ, ничего не понимали.

Фото Владимира ВЕЛЕНГУРИНА/«Комсомольская правда»Фото Владимира ВЕЛЕНГУРИНА/«Комсомольская правда»

С веником наперевес

В понедельник 19 августа 1991 года редакция «Российской газеты», созданная в ноябре 1990 года «под Ельцина», а официально – под Верховный Совет (ВС) РСФСР, вдруг оказалась парализованной командой ГКЧП. Меня отправили раздавать протестные листовки и собирать информацию. На рынке у Киевского вокзала, где всегда толпился самый разный народ, я, купив для отвода глаз отличный украинский веник – в магазинах такой не купишь, отдала часть листовок продавцу. И по пути к метро и в вагонах подземки, а затем в длинной очереди в «Макдональдс» раздавала оставшиеся всем, кто брал. Поясняя, что в них сообщение о госперевороте и закрытии демократических газет. Многие отворачивались или бурчали что-то вроде «мне это не надо», а кто-то сам подходил и брал, прикалываясь над моим веником: «Вы с ним на танки пойдете?» Пришлось его отвезти домой.

Вечер. Солдаты у одиноко стоявшего в переулке БТР недалеко от Белого дома, а тогда – Дома Советов РСФСР, вокруг которого мои коллеги вместе с сотнями возбужденных людей строили баррикады, сказали, что боеприпасов у них нет. А больше они ничего не знают.

Зато на баррикадах были уверены в том, что генералы-коммунисты хотят свергнуть президента России Ельцина и свернуть демократические реформы. Мое предположение, что путч направлен против президента СССР Горбачева, несколько раз даже вызвало смех. Но почему Чрезвычайное Положение введено именно сейчас – толком тоже никто объяснить не мог. Официальная мотивировка: для «предотвращения сползания общества к национальной катастрофе, обеспечения законности и порядка» якобы в связи с болезнью Горбачева - не объясняла, зачем в Москву вошла большая колонна танков и движется сюда.

И тут, на исходе сезона отпусков и дачных заготовок, десятки тысяч людей с воодушевленными лицами создали живое кольцо и двое суток, сменяя друг друга, почти непрерывно кружили вокруг здания, распевая «возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке» и песни военных лет. То и дело кто-то выступал с трибуны. Речь завершали лозунгами: «Хунта не пройдет!», «Нет диктатуре!», «Нет фашизму!». Обстановка нагнеталась. Но даже в ночь на 20 августа, когда перед комендантским часом по радиотрансляции из Дома Советов объявили, что путчисты будут стрелять боевыми на поражение, никто из тысяч митингующих, дежуривших в «ночную смену», не уходил. И это потрясало. В рупоры кричали: «Танки идут!», «Танки уже близко». Когда их рокот уже стал слышен, объявили: на сторону Ельцина и народа перешла танковая рота Кантемировской дивизии, а теперь и прибывшая днем на десяти БРДМ рота десантников из Тульской дивизии. Но какие машины приближались к площади – не сказали. Люди прекратили петь и кружить и напряженно смотрели на бронетехнику. Я решила вспомнить спортивную молодость - и запрыгнула на броню первого остановившегося на площади танка. Почему-то в полной уверенности, что ни стрелять, ни давить гусеницами в нас не будут. И спросила открывшего люк матерого танкиста: «А вы чьи будете – кантемировские али тульские?» Он огляделся, облегченно выдохнул и в тон ответил: «Свои мы, свои».

Фото Анатолия ЖДАНОВА/«Комсомольская правда»Фото Анатолия ЖДАНОВА/«Комсомольская правда»

Спрыгивая, увидела, что на броне я уже не одна, за секунды танк буквально облепили. И спокойно пошла домой, не представляя, что стояла на историческом танке, с которого завтра обратится к народу сам Ельцин. Знаете, с чем? Он будет защищать Горбачева, якобы запертого путчистами на своей даче в Форосе и напрочь лишенного связи. И на весь мир потребует: «Вернуть Горбачева в Кремль как законного президента страны!» Чем запутает людей окончательно. Все газеты последние месяцы кричали об их жесткой конфронтации, доходящей до ненависти. А тут, получается, они как бы заодно. А враги народа и их общий враг – генералы. КГБ в лице его главы и инициатора ГКЧП Крючкова, армии – маршал Язов, МВД – министр Пуго, а также зампред Совета Обороны Бакланов, не имевший воинского звания.

Иду к семье. Никаких патрулей. У того же БТР в переулке солдаты спросили: «Тут есть где-нибудь колонка? Пить хочется». А я в ответ всю ту же песню:

- А вы за ГКЧП или за Ельцина? – Они смущенно промолчали.

- Вот и я тут по долгу службы, - подбадриваю унылых парней в форме. Когда дошла до ближайшего освещенного окна на первом этаже, постучала и попросила у пожилой женщины, выглянувшей из-за шторы, воды для солдат.

- Щас муж им принесет. Ведра хватит? - спросила она.

Следующие сутки принесли уже дурные вести.

Все к Белому дому!

Агентство РИА сообщало: «00.31.  ПЕРВЫЕ ЖЕРТВЫ

В районе баррикады, сооруженной со стороны Смоленской площади, раздаются одиночные выстрелы. Пикетчикам удалось накрыть у одной боевой машины десанта (БМД) смотровые щели брезентом, что вынудило ее отступить в тоннель под Новым Арбатом. Корреспонденты РИА подошли к оцеплению, одного из них отозвал майор, не назвавший своей фамилии, и заявил корреспондентам РИА, что сегодня ночью будет предпринят штурм Дома Советов РСФСР. На это выделены 30 танков и до 40 БТР, в операции примет участие около тысячи человек. Сейчас вооруженные колонны движутся со стороны Ленинского проспекта и из Теплого Стана. Несколько минут назад выстрелом в упор убит молодой человек, попытавшийся открыть люк БМД. Его труп волочится за двигающимся БМД. Среди участников кордонов многие получили ушибы и травмы, есть раненые. По сообщениям очевидцев, пламенем объяты перегораживающие Новый Арбат троллейбусы. Бронетранспортеры продолжают расчищать себе дорогу к Дому Советов РСФСР. Участники обороны Дома Советов РСФСР обращаются к гражданам России, москвичам: «ВСЕ К БЕЛОМУ ДОМУ!»

Теперь мне более всего интересно, сколько людей сегодня сожалеют, что откликнулись и пришли тогда к Дому Советов, переименованному на американский лад в Белый дом. И о чем они думают, читая старую хронику и новые сведения о тех днях. Например, такие.

Фото Анатолия ЖДАНОВА/«Комсомольская правда»Фото Анатолия ЖДАНОВА/«Комсомольская правда»

 

Из хроники

20 августа 1991 года.

00.24. Корреспондент РИА сообщает из здания Верховного Совета РСФСР, что вместе с  подразделением тульских десантников прибыл заместитель командующего ВДВ СССР по боевой подготовке генерал-майор Лебедь. По словам бойцов подразделения, с которыми беседовал корреспондент РИА, они выступают на стороне народа и намерены не допустить в России «литовский вариант». Опасаясь провокации, российские власти не подпустили подразделение к Дому Советов РСФСР и начали с генералом переговоры. По неподтвержденным данным, командующий ВДВ СССР генерал-лейтенант Грачев блокирован в своем кабинете в штабе. Пока нет данных о том, кто подверг его аресту.

14.00 Кремль. В кабинете все члены ГКЧП, а также ряд генералов и офицеров КГБ, работники правительства.

- Вы действуете очень пассивно, собственно, даже не действуете, - возмущается Прокофьев, Первый секретарь Московского городского комитета КПСС. - Зачем вы затеяли всю эту «бузу», если не в состоянии довести до логического конца? Не ГКЧП, а какая-то «бражка»! «Обращение к народу» Ельцина, Хасбулатова и Силаева распространяют по всей стране с невиданной скоростью. А вы чем занимаетесь? Вся иностранная пресса - на их стороне! Вы говорили, что «Ельцин не будет защищать Горбачева». Знаете, какое впечатление на мир произвело его выступление на танке? Так вы что - пригнали этот танк к зданию Верховного Совета, чтобы им мог воспользоваться Ельцин, как трибуной? Вы сами себя погубите, и нас погубите!

17.00. Би-би-си. Министерство обороны СССР. Грачев поручает Лебедю провести рекогносцировку местности вокруг Белого дома и «довести дело до ума». Генерал Лебедь переодевается в штатское, идет в Белый дом и сообщает руководителям обороны (по другим данным - первым увиденным защитникам) о намеченном на три часа ночи штурме и нежелании армейских командиров участвовать в нем. Хасбулатов ему не верит. И когда Лебедь выходит от Ельцина, грозит генералу, что расстреляет его, Лебедя, за государственную измену.

20.00. Лебедь возвращается в Минобороны, где по указанию главы ГКЧП генералы МВД, Армии и КГБ разрабатывают операцию «Гром» - штурм Белого Дома. Докладывает Грачеву, Громову и Ачалову, что там «много афганцев, вооруженных автоматами», выражает сомнение в успешности операции и предупреждает о неизбежных высоких потерях среди защитников и атакующих. Начальники отпускают его, не дав никаких указаний.

Фото Анатолия ЖДАНОВА/«Комсомольская правда»Фото Анатолия ЖДАНОВА/«Комсомольская правда»

Генералы-предатели

Оказывается, Ельцин еще 19 августа объявил своей команде: «Грачев наш»! Но Грачев привлечен Язовым к ГКЧП. И последний маршал СССР ему доверяет. НоЛебедь летает в логово врага не просто так – Грачев тянет время.

Позже Александр Руцкой напишет: «Грачев и Лебедь просчитали «вариант Ельцина» и не ошиблись». Но при другом повороте они «тут же отреклись бы от своего «кумира». Но в случае победы ГКЧП, уверен, первыми у кассы раздачи орденов, званий и должностей стояли бы Грачев и Лебедь».

А мы, наивные, еще долго верили двум прославленным генералам, предавшим ГКЧП, армию  и народ.

После событий августа 1991 года, как через годы сообщит журнал «Форбс», Ельцин, Грачев и еще несколько соратников, «пошли в лес, разложили «выпить-закусить» на валявшейся там покрышке от трактора «Беларусь» и по инициативе Ельцина поклялись друг другу в верности. «Борис Николаевич сам предложил: «Давайте брататься. Я вас в жизни никого не кину, и давайте клясться на крови». Взяли нож, порезали друг другу руки, лизали кровь... Сели и на крови поклялись по его инициативе. А он нас потом всех кинул. Неожиданно».

Использовали и забыли

- Понимая, что народ по утру проснется и может ужаснуться нелепости происходящего, грамотные закулисные сценаристы придумали традиционно «повязать» участников «революции» кровью. Не зря чумной поп-растрига Глеб Якунин бегал 20 августа по Верховному Совету с причитаниями: «Кровь нужна! Нужно, чтобы пролилась кровь!», - вспоминает экс-депутат ВС РСФСР Сергей Бабурин. - И кровь случилась. В туннеле на Садовом кольце нелепо погибли три человека. Как по заказу: парни молодые, разных национальностей. История была достаточно темной, но присвоение им званий Героев Советского Союза и торжественные похороны прошли очень громко, чтобы народ не забыл о том, что идет революция.

Как выяснила «ЭГ», родные Дмитрия КомаряИльи Кричевского и Владимира Усова за все эти годы не получили от «демократов» почти ничего. Семьям выдали по машине – роскошь по тем временам. Но уже через полгода жить стало не на что – две семьи машины «проели». Даже ежемесячную пенсию семьям погибших в 250 советских рублей пробивал не победивший Борис Ельцин, а проигравший Михаил Горбачев. Более чем 20 лет ее практически не индексировали. И она превратилась в 350 нынешних рублей! Позорную ситуацию несколько исправил указ Владимира Путина. Президент увеличил компенсацию семьям погибших в десять раз и привязал к ежегодной индексации.





*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов


Родила от Янковского, верила в сглаз и умерла в забвении: печальная судьба актрисы цыганки Сони Тимофеевой
Ядреный атом. Мир пугали Чернобылем, замалчивая масштабную аварию в США