Взлет и падение Леди Гамильтон: красавица-содержанка, подруга королевы, жена лорда и законченная алкоголичка
История Эммы Гамильтон до сих пор будоражит умы сценаристов и писателей. Она была богата и знаменита, перед ней были открыты все двери, но только до тех пор, пока рядом находились ее могущественные покровители.
Непонятно: то ли это грустная повесть о двойных стандартах общества и судьбе девушки, вынужденной следовать его безжалостным правилам в попытке выжить То ли речь идет о распутной расчетливой искательнице сытой жизни. Или же о беспринципных мужчинах, любителях пользоваться женской слабостью и доверчивостью. Или все-таки о великой любви?
Притоны, любовники, беременность
Маленькая Эмма родилась в английской глуши, росла безотцовщиной и с малых лет помогала матери развозить уголь по городку. Позже мать устроила ее на работу в Лондоне, но удержаться на одном месте у девочки не получалось. Прислуга, продавщица, нянька – Эмма сменила множество домов.
Скорее всего, ее в недалеком будущем ждал один из притонов лондонских трущоб, где рано или поздно оказывались все мало-мальски симпатичные девушки, оказавшиеся в стесненном положении. Но пятнадцатилетнюю красотку забрал к себе в содержанки один из военных.
За первые три года в Лондоне девушка сменила нескольких любовников и родила дочь, которую отвезла на воспитание к своей матери. Работая у шарлатана «доктора» Грэхема, известного своим «лечением» интимных проблем стареющих богачей, она позировала обнаженной, подогревая страсть супружеских пар и одиноких мужчин, озабоченных своим либидо.
Расцветающая красавица привлекала к себе все больше внимания. Среди ее поклонников был даже Гете. Художники изображали ее на своих картинах, где она была то богиней, то вакханкой. А портретист Джордж Ромни вообще возвел Эмму в ранг музы, написав около шестидесяти ее портретов.
После полугода жизни содержанкой лондонского аристократа Фезерстона, Эмма поняла: она ни за что не хочет возвращаться к тяжелому труду. И направила все свои усилия на поиск нового богатого покровителя после того, как лорд пресытился юной любовницей.
В жизни девушки появился некий сэр Чарлз Грэвилл, который перевез ее в свое загородное имение, обеспечил всем необходимым и нанял учителей. Три года Эмма вела практически семейную жизнь с сэром Чарлзом, но обстоятельства вынудили того жениться на богатой невесте. Грэвилл фактически передарил любовницу своему стареющему дяде, британскому послу сэру Гамильтону, отправив ее на дядину виллу в Неаполь «погостить».
Из кровати посла — к адмиралу
За годы жизни на вилле сэра Грэвилла, Эмма превратилась в утонченную образованную даму, сведущую в музыке и искусстве. Был ли шанс у Гамильтона устоять перед сочетанием красоты и ума?
В общем, 6 сентября 1791 года Уильям Гамильтон и Эмма Харт обвенчались. Учитывая прошлое невесты, высший свет счел женитьбу лорда скандальной, но вполне смог преодолеть собственное же ханжество и принял новоявленную леди Гамильтон с распростертыми объятьями
Шестидесятилетний сэр Гамильтон души не чаял в молоденькой жене. Она достигла всего, к чему так стремилась, прыгая из объятий в объятья. Но в 1798 году в поле ее зрения появился адмирал Горацио Нельсон. Он был народным героем… и калекой. К тому времени адмиралу в сражении оторвало руку, он потерял глаз и получил ранение в голову.
Эмма взяла на себя заботу о раненом, и адмирал влюбился. Он просил жену о разводе, но та отказала. Сэр Гамильтон тоже был в курсе романа жены, но предпочел делать вид, будто все в порядке, и даже позволил Нельсону жить в их доме рядом с возлюбленной.
В тот период французы захватили Неаполитанское королевство. Эмма приняла непосредственное участие в спасении королевы крохотного государства Марии-Каролины, короля Фердинанда и их многочисленных детей. Впоследствии королева отблагодарила Эмму, приблизив ее к себе в качестве лучшей подруги и поверенной.
Нельсон оставлял ее вести свои дела на время, когда был в отъезде, и она даже справилась с работой дипломата, приняв мальтийских посланников. После того как Эмма с успехом разрешила их вопрос, русский император Павел I наградил ее Мальтийским крестом. Это был высший орден, которым жаловали за гражданские и военные заслуги.
Когда в 1799 году Гамильтоны вернулись в Англию, Нельсон последовал за любимой. Они снова жили втроем под одной крышей. Адмирала принимали как героя, перед Эммой же из-за ее скандальной репутации были закрыты все двери, а английская королева запретила принимать леди Гамильтон при дворе.
Смерть посла, смерть адмирала
В 1801 году Эмма родила дочь. И хоть все знали, что отцом девочки был адмирал, ее записали как сироту, взятую четой Гамильтон на воспитание. Через два года умер сэр Уильям, не оставив Эмме практически ничего. Она осталась на улице с ребенком и сундуком своей одежды.
Нельсон подарил ей дом и взял на себя материальное обеспечение, но привыкшая к роскоши Эмма не могла приспособиться к «урезанному финансированию». Она просила правительство о назначении ей пенсии — ей отказали. А тут еще родилась и умерла вторая дочь. Эмма начала пить и проигрывать в карты деньги, которых ей и так не хватало.
Трагедия случилась 21 октября 1805 года в день прославившего Нельсона Трафальгарского сражения. Адмирала убил снайпер, его тело привезли в Лондон, забальзамировав в бочке бренди, законная вдова предъявила права на все имущество покойного мужа. А пункт завещания о любовнице, где адмирал просил о государственной поддержке Эммы и их дочери, просто игнорировали.
Эмме пришлось переехать в беднейший из районов Лондона, распродать все, что было можно. Ни ее бывшие почитатели, ни покровители, ни спасенная ею неаполитанская королевская семья не приняли участия в ее судьбе, с какими бы мольбами она к ним ни обращалась.
Потом были долги, потом кредиторы, долговая тюрьма, снова долги, побег во Францию, чтобы избежать еще одного ареста. Эмма полностью сломалась, превратившись в законченную алкоголичку. После смерти Нельсона она прожила еще десять лет и умерла в забвении в середине января 1815 года. Ее похоронили где-то в безымянной могиле в Кале, на кладбище для бедняков.
Ее дочери повезло больше. Горацию приняли в семью родственники Нельсона, а королева Виктория назначила ей пенсию как дочери героя.