«Викинг»: из грязи в князи

Жесткие реформы Владимира спасли страну от многовековых религиозных войн, которые трясли Европу

Жесткие реформы Владимира спасли страну от многовековых религиозных войн, которые трясли Европу

Главным культурным событием января стал выход в прокат фильма «Викинг». Несмотря на рекордные сборы, зрители не очень поняли, чему именно посвящена картина и боле того, посчитали ее несколько русофобской.

В блокбастере наших предков показали дикарями, не имевшими до крещения ни истории, ни даже самой элементарной бытовой культуры. Само название фильма, как бы говорит зрителю о том, что стать викингом - это высшее достижение для русского князя.

Греческую религию, как тогда называли византийское направление христианства, первой приняла бабушка Владимира киевская княгиня Ольга. Она разглядела в ней управленческий потенциал и будущие возможности к усилению центральной власти. Ее сын Святослав, занятый войной с Хазарским каганатом, не был столь дальновидным и открыто презирал матушкино увлечение иноземщиной. Поэтому Ольга сделала ставку на будущее поколение. Княгиня взяла себе ключницей «раббиничну» Малку. Некоторые историки расшифровывают это слово как «рабыня», хотя в те времена на Руси не было рабства. Другие, на основании того, что Малка была родом из хазарского Любича, считают «раббиничну» дочерью раввина. Доподлинно ее происхождение не известно. В любом случае Ольга подложила ключницу под сына и, дождавшись, когда та забеременеет, спрятала под надежной охраной в селе Будутино близ родного Пскова, где и родился будущий «викинг».

Владимир 18 лет воспитывался под пристальной опекой бабушки и ее византийских советников, пока Святослав, не любивший новгородцев, отправил им сына-полукровку в князья, сказав: «Возьмите его! По Вас и князь».

Когда Святослав в 972 году погибает, а место киевского князя занимает его старший сын Ярополк, младшие наследники Олег и Владимир развязывают против него междоусобную войну. Во время нее Олега убивают, а Владимир бежит из Новгорода в Скандинавию.

За несколько лет жизни на чужбине он находит покровителей и немалые деньги на вербовку наемной дружины. Кто же дал их, друзья Руси или враги? Не фильм, не история не желают ответить на этот вопрос.

Кадр из фильма «Викинг»

Кадр из фильма «Викинг»
 

Кровавые жертвы

В 980 году он возвращается на родину с наемниками и с хода захватывает Полоцк. Там он совершает свой первый летописный подвиг. Кстати, в фильме он делает это, не снимая штанов. Владимир на глазах дружины и правителя города князя Рогволода насилует его дочь Рогнеду, а затем на ее глазах убивает всю княжескую семью.

Примерно так же Владимир поступает и со старшим братом. Он заманивает киевского князя Ярополка на переговоры, где два варяга «подняли его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир берет в наложницы.

Кстати, Повесть временных лет описывает личную жизнь князя довольно подробно: «был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц», «а наложниц у него было 300 - в Вышгороде, 300 - в Белгороде и 200 на Берестове».

После захвата власти Владимир устанавливает в Киеве не свойственные доселе порядки. Для начала он полностью дискредитирует ведические культы предков. Ставит посреди города капище и приносит там многочисленные человеческие жертвы. Очень скоро против ритуального кровопролития вспыхивает народный бунт. Князь, как будто этого и ждал. Варяжская дружина за несколько лет истребляет почти все жречество. Превентивная инквизиция расчищает место для нового мировоззрения.

Согласно летописи, решение о крещении Руси Владимир принял на совете бояр в 987 году. Перед этим идет подробное бухгалтерское описание плюсов и минусов аврамических культов и его мучений в выборе между ними. Все это очень похоже на спектакль или сказку. Неужели они не знали, кому и как молятся соседи. Да и веру выбирают не умом, а сердцем. Скорее всего, Владимир еще сидя на коленях у бабушки Ольги готовился совершить этот великий переворот в сознании соотечественников.

Фреска Виктора ВАСНЕЦОВА «Крещение киевлян» из киевского Владимирского собора

Фреска Виктора ВАСНЕЦОВА «Крещение Святого Князя Владимира» из киевского Владимирского собора

Анну в придачу

Детали хронологии - на каком этапе Владимир принял крещение, произошло ли это в Киеве, в городе Василиве или Корсуне - были утеряны ещё в начале XII века, во времена составления «Повести временных лет», о чём летописец прямо сообщает.

Широко известна версия – Владимир крестился, чтобы получить руку византийской царевны Анны. Но в ней явно перепутаны причина и следствия. Анну князю всучили, как раз для укрепления союза Византии и великого Киевского княжества. Именно Царьграду, который до ужаса боялся новых русских щитов на своих вратах была нужна гарантированная защита от таких непрошенных гостей.

В ту же пору князь отправил в Византию огромное войско - шесть тысяч русских богатырей, которое должно было охранять императора Василия II и Константинополь от набегов болгар. Возможно, таким образом, он расплатиться со спонсорами и за наем варяжской дружины.

Не исключена и версия намеренной высылки воинов за пределы отечества, чтобы они не помешали ему в процессе крещения Руси. Во многих источниках он описан одинаково.

Варяжская дружина с крестами и священнослужителями приходила в село и повелевала всем принять новую веру. Нежелающих ждала самая печальная участь.

Историки только туманно рассказывают о неких карательных экспедициях княжеской дружины против «восставших племен». Профессор Виктор Пузанов пишет: «Из 83 стационарно исследованных археологами городищ X- XI века 28,9 процентов прекратили своё существование к началу XI века».

Не мудрено. Достаточно представить как, например, отреагируют сегодняшние армяне, которым президент предложит принять ислам, ради налаживания добрососедских отношений с окружающими странами и общего светлого будущего.

Фреска Виктора ВАСНЕЦОВА «Крещение Святого Князя Владимира» из киевского Владимирского собора

Фреска Виктора ВАСНЕЦОВА «Крещение киевлян» из киевского Владимирского собора

Разумеется, не все были поголовно вырезаны первыми крестоносцами, как об этом вешают молодежи лапшу на разных националистических порталах. Подавляющее большинство покорно принимало новый образ жизни, а кто-то, бросая всё, уходил в леса. Как пишет академик Николай Левашов, рождалась «славная» традиция, когда страну расширяли отнюдь не государевы люди, а люди, от этого самого государства бежавшие к Белому морю и в Сибирь.

После премьеры, сеть заполнили примерно одинаковые комментарии: «весьма странным было решение выбрать князя Владимира в качестве одного из символов страны. Ведь причина принятия христианства на Руси являлась скорее хронологическим совпадением и политической целесообразностью того времени, нежели его стремлением сделать доброе и хорошее». Эти слова показывают, что авторам картины совершенно не удалось показать зрителю ни личность Владимира, ни масштаб совершенного им. Ни то, почему мы считаем его великим русским святым.

Фильм, конечно, порадовал западников - сторонников норманнской теории развития Российской империи и огорчил славянофилов. Ведь Владимир и был первым западником, предтечей Петра I. Он развернул Русь в сторону Европы, заключил союзнические договоры с королями Венгрии, Польши, Чехии, с Римским папой Сильвестром II.

Только с позиции сегодняшнего дня можно сказать, что другого выбора ни у Владимира, ни у страны не было. Нужно было либо идти в ногу с цивилизацией, либо отстать от нее навсегда. И его цивилизаторская миссия заключалась в разделении именно западных ценностей. Да, он «резал» быстро и по живому. Но это спасло страну от многовековых религиозных войн, какие терзали Европу. Точно так же в 1917 большевикам удалось болезненно, но мгновенно перевести Россию в атеизм для построения социалистического рая на земле. Большинство жителей страны, кстати, и сейчас мечтают туда вернуться.


Пятна на солнышке

В народном эпосе князь известен, как Владимир Красно Солнышко. Ни один рассказчик не ставит его во главе войска. Он либо пирует, либо вершит неправый суд. Исключений просто нет. Например, в былине «Данило Ловчанин» он сознательно расправляется с живым богатырем, чтоб заполучить его жену, и бедная женщина находит спасение в самоубийстве. «Собака-князь Владимир» - так характеризует своего государя Илья Муромец и советует ему «знать свою княгиню», а в богатырские дела не лезть.