Как Майоров трех генеральных возил

Шеф-пилот правительственного авиаотряда то и дело разбивался на тренажере
АЛЕКСЕЙ МАЙОРОВ: отвечал за жизнь вождей в воздухе

АЛЕКСЕЙ МАЙОРОВ: отвечал за жизнь вождей в воздухе

Ровно 20 лет назад, 9 марта 1985 года, умер Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У.ЧЕРНЕНКО. Через несколько дней на этом посту его сменил М.С.ГОРБАЧЕВ. Со сменой руководителя поменялся и генеральный курс партии. Страна перестала жить под лозунгом «Экономика должна быть экономной!» и с головой окунулась в «перестройку, демократизацию и гласность». Но жил в те годы человек, от которого зависела жизнь вождей, а значит, и судьба всего государства.

Владимир ЗАХАРОВ

Летчик Алексей Майоров замышлял написать книгу. В ней могло бы оказаться много интересного, не известного широкому читателю. О чем, кроме него, никто не смог бы рассказать. Не суждено. Неожиданно Алексей Григорьевич умер. Книга осталась ненаписанной. Сохранились лишь отдельные записи, отрывки интервью.

Эскалатор для Черненко

- Алексей Григорьевич, вы работали шеф-пилотом у трех генеральных секретарей: Юрия Андропова, Константина Черненко и Михаила Горбачева. Известно, что для первых лиц государства автомобили собирались по спецзаказам...

- Самолеты, на которых летали вожди, были обыкновенными серийными машинами отечественного производства: Ил-18, Ил-62, Ту-134 и другие. Ну, может, с немного улучшенной внутренней отделкой. С более дорогой обивкой кресел, например. Выбор машин был довольно ограничен. Так, когда для Черненко понадобился Ил-76, грузовой, пришлось «выбивать» его на стороне. Поскольку в нашем 235-м правительственном авиаотряде такого самолета не оказалось.

К. У.ЧЕРНЕНКО, Ю. В. АНДРОПОВ, М. С. ГОРБАЧЕВ: летали и в туман, и в ураган

К. У.ЧЕРНЕНКО, Ю. В. АНДРОПОВ, М. С. ГОРБАЧЕВ: летали и в туман, и в ураган

- А зачем Константину Устиновичу был нужен грузовой самолет?

- Ну, тогда целая история приключилась. Как-то отвез я Черненко в Минводы, на новую дачу. Мне сказали, что он пробудет там около месяца, и мне выпал в некотором смысле отпуск.

Вдруг через несколько дней среди ночи звонок. И приказ: немедленно вылетать за Черненко. Ему стало хуже. Вылет на Ил-62 через три часа. Передвигаться самостоятельно генсек не может, так что необходимо доставить и специальный эскалатор. Немецкий. На заводе «Мерседес» по нашему заказу изготовили. Сначала своим поручили, но они сконструировали подъемник, вроде лифта. Не подошло.

И тогда заказ передали немцам. Те сделали лестницу, но только в ней двигались ступени. Как у эскалатора в метро. Издалека складывалось впечатление, будто здоровый человек бодро поднимается по лестнице на борт самолета.

Вот для этого чуда инженерной мысли и понадобился Ил-76.

Прилетел я тогда в Минводы и только поставил самолет, как положено, дверьми к выходу из правительственного крыла аэропорта, как ко мне подбегают сотрудники госбезопасности: «Ты как машину поставил?!» - «Как это «как»? - отвечаю. - Как положено. Бортом к выходу». - «Немедленно разворачивай дверьми в противоположную сторону!»

Еле успел развернуться на пятачке, как прибыл эскалатор. Едва подогнали его к борту самолета, как и Черненко подвезли. Его буквально на руках поднесли к трапу два дюжих комитетчика, включили эскалатор. И он поехал к люку. Я только тогда понял, что меня заставили развернуться, чтобы народ не увидел немощи старика. Горько и жалко было смотреть на него. В тот рейс, чтобы «помягче» доставить больного человека, я летел не прямо на Москву, а долго обходил стороной обширный грозовой фронт.

Контрабанда Андропова

- А как вы попали в правительственный авиаотряд?

- Летом 76-го меня срочно вызвал министр гражданской авиации Бугаев. От таких вызовов ничего хорошего не ждешь, и я начал ломать голову, что я мог натворить. Прихожу к министру, а он мне сообщает: принято решение назначить меня заместителем начальника 235-го авиаотряда по летной службе.

Недобрая молва шла об этом отряде. О том, что ты постоянно «под колпаком». Потому я ответил, что не согласен. Министр спорить не стал: «Хорошо... пойдешь без твоего согласия».

С тех пор довелось мне полетать со всеми членами Политбюро. Был в знаменитом полете Николая Подгорного по Африке. Его как раз во время этого визита и сняли. Освобождали должность председателя Президиума Верховного Совета для Брежнева. Гоняли мы в тот полет с Подгорным шесть самолетов разных типов. И не потому, что статус Председателя Президиума обязывал столько машин гонять. Просто там разные аэродромы. На Мадагаскаре, например, ни Ил-18, ни Ил-62 по весу и размаху крыльев не проходили. Пришлось лететь на Ту-134.

- Ну и как: оправдались ваши опасения по поводу «колпака»?

- Частично. Существовало правило: за час до вылета самолета № 1, литерного, как его еще называли, все рейсы на огромной части территории страны автоматически откладывались. И неважно, с какого аэродрома и куда направлялся главный сановник страны: за рубеж, с официальным визитом или на дачу на отдых.

Однажды дело дошло до абсурда. Кому-то из членов Политбюро во время рейса попалась косточка в жюльене. Началось разбирательство. Шесть летчиков из нашего 235-го правительственного авиаотряда отстранили от полетов. И сколько я ни доказывал, что к ресторану «Внуковский», откуда нам поставляли пищу, летный состав не имеет отношения, - бесполезно. В конце концов пищу стали возить прямо из Кремля.

При Андропове был и другой случай. Мы много летали за границу. И как-то раз группа контрабандистов почему-то решила, что один наш летчик лучше подходит для нелегальной перевозки ценностей. На него, дескать, никто не подумает. Пообещали ему щедрое вознаграждение.

Тот летчик поставил в известность меня. А я порекомендовал ему обратиться «куда следует»... В результате блестяще проведенной операции задержали и отправителей, и получателей похищенных музейных ценностей.

С Горбачевым сквозь туман

МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ С ЖЕНОЙ, РАИСОЙ МАКСИМОВНОЙ: вместе не страшно

МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ С ЖЕНОЙ, РАИСОЙ МАКСИМОВНОЙ: вместе не страшно

- А как вы летали с Горбачевым?

- По неписаному правилу, шеф-пилот первого лица государства не работает больше ни с кем. И вдруг меня вызывает министр Бугаев. И говорит, что появился новый член Политбюро по сельскому хозяйству Михаил Горбачев. И что я должен полететь с ним в Англию, но инкогнито. Да как же, говорю, мне лететь инкогнито, когда по существующим правилам справка о составе экипажа в количестве 15 экземпляров рассылается по всем службам? И все-таки именно таким «инкогнито» я полетел в Лондон. Летали там много, на разных машинах. А перед приземлением в Москве супруги Горбачевы подарили мне большую корзину фруктов и огромный букет цветов. А когда Михаил Сергеевич стал Генеральным секретарем, то настоял, чтобы я летал с ним.

- А что он за человек?

- Как мне кажется, не робкого десятка. И если кому доверял, то доверял по-настоящему. Может, это его и подвело в 91-м. Я могу судить об этой его черте по одному нашему полету. Мы были в Америке. И вдруг приказ - срочно возвратиться в Москву! Лишних вопросов задавать не принято, и только на подлете к Внуково-2 узнаю, что в Армении случилось сильнейшее землетрясение.

На следующий день предписано: вместе лететь в Ереван. А надо сознаться, что я постоянно, при малейшей возможности тренировался в посадках при нулевой видимости, при отказе всех возможных систем. Сотни раз «разбивался» на тренажерах при моделировании различных ЧП. То недотягивал до полосы, то перелетал. Уклонялся то влево, то вправо. Но в конце концов добился-таки того, что научился сажать тяжелую машину практически на одной интуиции. Надеялся, правда, что ничего подобного в жизни делать не придется. Не тут-то было.

Вскоре выяснилось, что в Ереване мы сесть не сможем, поскольку полоса повреждена землетрясением и выведено из строя все наземное оборудование. Приняли решение садиться в Ленинакане. А там тоже все разрушено. Света нет, и работает только одна приводная радиостанция, сохранившаяся с 30-х годов, питание которой дает старый дизель. К тому же видимость там вместо минимально допустимой в полтора километра всего сто метров. И кругом горы.

Докладываю Горбачеву, что садиться там нельзя. Но он настаивает: лететь необходимо! За 30 минут до посадки опять докладываю, что садиться нет никакой возможности. Видимость - все те же сто метров! В 15 раз меньше минимальной нормы! Надо садиться в Сочи. А он стоит на своем: «Я знаю - ты сядешь!»

И я пошел на посадку... В самолете все замерли. За бортом - белым-бело, как в бидоне с молоком. Полосу увидел всего за три секунды до приземления. Раиса Максимовна была вся в слезах. А Горбачев позже присвоил мне воинское звание генерала, хотя я и считался гражданским летчиком.

ВЛАДИМИР ПУТИН С СУПРУГОЙ: вот мы и дома

ВЛАДИМИР ПУТИН С СУПРУГОЙ: вот мы и дома

БОРТ НОМЕР ОДИН

Владимир Путин летает на штучном авиалайнере. За основу был взят ИЛ-96-300 и на Воронежском авиационном заводе «перепрофилирован под особые условия эксплуатации».Общая стоимость самолета - $300 миллионов. Изначально внутри самолет был отделан швейцарцами. Однако окружению Путина что-то не понравилось, всю отделку ободрали и отдали заказ англичанам. На лайнере имеются три бара, комната отдыха с двумя кроватями для президентской четы. Практически все помещения отделаны древесиной ценных пород.

САМОЛЕТ ПРЕЗИДЕНТА: элегантный и большой, как Россия

САМОЛЕТ ПРЕЗИДЕНТА: элегантный и большой, как Россия

Справка

* Дальность полета ИЛ-96-300 - 11 000 км.

* Максимальная скорость - 900 км/час.

* Грузоподъемность - 40 тонн.

* Оснащен четырьмя реактивными двигателями.

САЛОН ЛАЙНЕРА: отделан заботливыми руками англичан

САЛОН ЛАЙНЕРА: отделан заботливыми руками англичан

Кстати

29 сентября 2004 г. с самолетом Путина произошел инцидент в лиссабонском аэропорту Portela de Sacavem. Президентский лайнер с бортовым номером RA-96016 не смог оторваться от взлетно-посадочной полосы из-за стаи голубей. По крайней мере, одна из птиц угодила в воздухозаборник одного из левых двигателей, после чего самолет окутало облако дыма и он прекратил разбег.

СТРОГИЙ КОНТРОЛЬ: в полете все должно работать, как часы

СТРОГИЙ КОНТРОЛЬ: в полете все должно работать, как часы



автор