«Отравление Скрипалей»: сценарий третьего этапа информационной операции британской разведки
Что все это значит и к чему приведёт объясняет политолог, профессор МГУ Андрей Манойло.
По словам журналистов издания, «новые фигуранты следствия выполняли вспомогательную роль и путешествовали отдельно от главных подозреваемых в причастности к отравлению». При этом утверждается, что британская полиция проинформирует правительство Великобритании о собранных уликах «в течение нескольких недель».
В отношении одного из российских граждан, фигурирующих в статье «Daily Mail», британская полиция, расследующая «Дело Скрипалей», предоставила журналистам таблоида довольно интересные данные: утверждается, что его зовут Сергей Федотов, он кадровый сотрудник ГРУ; в марте 2018 года Федотов прибыл в Великобританию по обычной туристической визе и должен был улететь обратно тем же рейсом, что и «солсберийские отравители» Петров и Боширов. Однако, с возвращением домой у него что-то не заладилось: как сообщает газета «Daily Telegraph» (ссылаясь на «неназванные источники» в британской разведке), в самый последний момент (буквально за 20 минут до окончания посадки на рейс) Федотов свой вылет «отменил» (попросту не явился на посадку, а ведь его там ждали) и остался в Великобритании.
Журналисты «Daily Telegraph», основываясь на данных британской службы пограничного контроля, предположили, что Федотов «до сих пор находится на территории страны». Однако журналисты «Daily Mail» опровергли это утверждение: согласно их источникам, подозреваемые британской полицией российский граждане (в том числе и Федотов) «посетили Британию в марте и, вероятно, уже вернулись в Российскую Федерацию» (британским гражданам нечего опасаться, что где-то в Великобритании до сих пор бродит непойманным страшный российский отравитель).
Одновременно журналисты самого известного британского таблоида дополнили сведения «Daily Telegraph» своим предположением о причине, заставившей Федотова остаться в Великобритании: якобы он узнал, что Сергей и Юлия Скрипаля остались живы и остался для того, чтобы вернуться в Солсбери и окончательно их ликвидировать. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала это «ничем не подтвержденным вбросом».
Российское посольство в Великобритании также прокомментировало этот вброс, заявив, что британцы уже не знают, как им привлечь внимание к давно исчерпавшей себя теме о российском участии в отравлении Скрипалей.
Несмотря на некоторые странности в сообщениях британских изданий, склонных к закручиванию лихих детективных сюжетов даже на пустом месте, в данном случае дело представляется серьезным: по всем имеющимся в наличии признакам британская разведка МИ-6 приступила к реализации третьего этапа операции информационной войны, известной как «Дело об отравлении Скрипалей». Участившиеся информационные вбросы (выступающие в роли анонсов будущих резонансных разоблачений) отчетливо подтверждают этот факт.
В данном случае британских разведчиков, как всегда, выдает их особый профессиональный почерк: для «оживления» интереса к скандалу в Солсбери они ввели в сценарий «солсберийской трагедии» нового персонажа – Сергея Федотова, функциональная роль которого в инциденте еще не ясна, но ее обещают разъяснить «в следующих сериях»; помимо Федотова, в деле заявлено наличие еще двух фигурантов (видимо, тоже сотрудников ГРУ), которых обязательно «разоблачат» чуть позже, по очереди, швыряя в лицо британским гражданам все новые шокирующие подробности.
Вместе с тем этот прием далеко не нов: именно так начинался второй этап солсберийского дела, в котором 5 сентября 2018 года благодаря стараниями «Скотленд-Ярда» возникли сразу два новых персонажа – «странствующие отравители» Петров и Боширов, оба – сотрудники ГРУ. Получается, что третий этап «Дела от отравлении Скрипалей» начинается также, как второй, а это не может не настораживать.
Еще один характерный признак того, что данные вбросы – не самодеятельность британских журналистов, а начало серьезной операции информационной войны, - то, что британская полиция, поделившись с «Daily Mail» своими подозрениями относительно Федотова и связанной с ним группы лиц, не выложила сразу на стол на каждого из них досье, а пообещало предоставить более детальную информацию «недели через 2-3», и не журналистам напрямую, а правительству Великобритании. В информационных войнах этот прием называется «предварительно анонсирование угрозы»: по сути, стоящие за полицейскими агенты МИ-6 намекнули, что они знают, кто «эти русские», но какими доказательствами они при этом располагают и с какой очередностью они будут вбрасывать их в публичное пространство, не указали. Теперь начальникам в высоких кабинетах, пославшим Федотова и его товарищей на задание, остается только сидеть и гадать, какие козыри у британцев уже есть на руках, а каких, возможно, еще нет. Это типичная покерная ситуация, предполагающая вовлечение российской стороны в игру «с неполной суммой». Так как наше руководство не обладает всей полнотой информации о том, чем именно располагают англичане, оно обязательно начнет нервничать, станет накручивать само себя и в результате обязательно начнёт в спешке совершать ошибочные «ответные» ходы, на которых британцы его и подловят (как это и было с последовательным публичным разоблачением Боширова-Чепиги и Петрова-Мишкина). И тогда сценарий осени 2018 года («загонной охоты») повторится.
Особенно интересной деталью в данной истории является намек на то, что Федотов, возможно, так никуда из Солсбери и не улетел: Петров и Боширов, ожидавшие его в аэропорту, так его и не дождались. Если Федотов не улетел, в последний момент сдав билет (что стало неожиданностью для других членов группы), значит, у него для того были веские причины. Вряд ли он остался для того, чтобы окончательно дотравить Скрипалей: они на тот момент уже были в фокусе общественного внимания и наверняка находились под охраной, попасть к ним уже стало очень непросто. Значит, Федотов остался в Великобритании, опасаясь расплаты за провал операции. Или потому, что именно он был тем самым кротом в ГРУ, который слил британской разведке план операции и передал досье на ее участников. Потому что даже младенцу понятно, что «The Insider» и «Bellingscat» ну никак не могли своими собственными силами добыть те материалы на Петрова и Боширова, которые они публиковали (в частности, копии заявлений Петрова и Боширова ан выдачу загранпаспортов), - эти материалы передала им МИ-6, а «известный криминальный журналист» Канев, якобы, осуществивший это «расследование» (путем умозрительного сличения фотографий из интернета) и выведший на чистую воду Чепигу (Боширова) и Мишкина (Петрова), был в этой игре всего лишь интерьером, массовкой, инструментом для легализации вбрасываемой информации. Если Федотов – перебежчик, что в этом внешне запутанном деле все становится на свои места, Хотя даже в этом случае по-прежнему остается неясным, зачем им вообще понадобился этот Скрипаль – фигура отработанная и давно уже никому не интересная (вышедшая в утиль), и кто его на самом деле отравил: обстоятельства дела действительно указывают на то, что Боширов и Петров действительно крутились у дома Скрипаля в тот злополучный день, имея к владельцу дома какой-то «интерес», но отравили Скрипаля не «визитеры» из России, а «химики» из британской военной разведки.
В то же время британская полиция (через «Daily Mail») утверждает, что и Федотов, и два его пока еще не названных компаньона давно уже вернулись на родину. В этом, похоже, и заключается интрига, на которую (как всегда, очень не навязчиво) предлагается «клюнуть» российскому руководству: если Федотов – реальный человек, то проще представить его как обычного туриста (мало ли туристов из России посещает Великобританию, выбирая при этом удобные рейсы Аэрофлота), доказав, что он действительно давно уже вернулся в Россию.
Российская сторона, конечно, подхватит эту версию и творчески ее разовьет: обычный турист, давно уже на родине, трудится в шахте или льет чугун «на родную мельницу» на родном же заводе. Убогие федеральные ток-шоу разложат личность и биографию Федотова по нотам. Возможно, «добрые люди» из окружения президента снова убедят Владимира Владимировича выступить с заявлением о том, что «мы знаем этого человека; он гражданский, конечно; сейчас находится на территории Российской Федерации», как он однажды это уже сделал с подачи российско-британского гражданина Сергея Брилева на Восточном экономическом форуме – относительно Петрова и Боширова.
А потом Федотов, удобно расположившись в штаб-квартире МИ-6, выступит по британскому телевидению с открытым обращением, заявив, что он с самого начала передавал все сведения о готовящейся операции МИ-6, внеся тем самым свою посильную лепту в борьбу с «преступным кремлевским режимом». А что, с него станется.