После канонизации Ленина должны похоронить в Исаакиевском соборе

Указание Владимира Ильича «о расстреле попов и закрытии храмов» оказалось фальшивкой

Очередной день рождения В. И. Ленина никто особенно не отмечет. Дата не круглая, да и Ильич уже не в тренде. Даже 100-летие революции прошло незаметно. Идеологический вакуум не позволяет дать событию официальную оценку. Хорошо это было? Плохо?

Несколько лет назад народу было предложено «примириться и согласиться», но опять же с чем? С тем, что произошло со страной в 1991 и 1993 годах или в 1917-м? Общественное сознание расщеплено, и ситуация приобретает все более болезненный характер. Первое, что нужно сделать для выздоровления, - попытаться склеить разбитую чашку истории так, чтобы узоры на ней совпали. Подходящим суперклеем может оказаться товарищ Ленин.

О Ленине вспоминают только в случае, когда возникает очередное предложение вынести его из Мавзолея. Общество тут же раскалывается на два непримиримых лагеря, и вопрос рассасывается сам собой. Происходит так потому, что никто не предложил решение, которое устроит всех. Следует понять: сегодня Ленин - наша единственная скрепа между двумя прошлыми эпохами: советской и царской. Совершенно очевидно: расползается по швам прошлое и не дает нам строить будущее, поэтому использовать скрепу надо как можно быстрее.

Ленина следует канонизировать и похоронить в Исаакиевском соборе. Вопрос канонизации только на первый взгляд кажется спорным. Почему Николай II, которого современники прозвали Кровавым, причислен к лику святых великомучеников, а Ленин, открывший светлое будущее миллионам, нет? Более того, именно Владимир Ленин не дал церкви сгореть в огненном вихре революции. Стал ее главным защитником. Этот факт всегда умалчивался советской властью. А в 90-е годы родился миф об организованном им «геноциде духовенства». Он служил не только для очернения образа вождя революции, но и для демонизации всего советского периода. Основой мифа стали три документа, один из которых оказался фальшивкой, а два других переврали.

Владимир Ульянов и Надежда Крупская венчались 22 июля 1898 года в Петропавловском храме села Шушенское. Скрывая этот факт, большевики в 1938 году церковь снесли
Владимир Ульянов и Надежда Крупская венчались 22 июля 1898 года в Петропавловском храме села Шушенское. Скрывая этот факт, большевики в 1938 году церковь снесли

Духовное возрождение

Любимым «доказательством» роковой роли Ленина в истории Русской православной церкви является Указание № 13666/2, которое якобы отдали Ленин и Калинин председателю ВЧК Дзержинскому 1 мая 1919 года: «В соответствии с решением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров, необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады».

Когда в газетах появилась фотография этого «документа», историки обомлели - сенсация. Ведь он не был упомянут ни в одном из собраний сочинений Ленина. Ученые бросились в архивы, но там их ждало разочарование. Выяснилось, что в партийном делопроизводстве РСФСР и СССР никогда не было документов под названием «Указание», а Калинин с конца апреля по середину мая 1919 года был в Киеве и не мог отдавать распоряжения из Петрограда. Дотошные исследователи даже нашли первоисточник «Указания». Оказалось, что впервые оно было опубликовано в литературно-художественном альманахе «Чудеса и приключения». Сенсация сдулась, но к тому времени о ней заговорили уже серьезно и на самом верху.

«Первое, что бросается в глаза любому образованному человеку, - это полное несоответствие содержания «указания» тому, что достоверно известно о политике советского правительства по отношению к Церкви в ленинский период, - пишет автор книги «Предчувствие Ленина», историк Георгий Хмуркин. - После Октябрьской революции Церковь была лишена финансовой поддержки со стороны государства, однако на уровне государственных законов за всеми советскими гражданами закреплялось право участвовать в религиозных обрядах, проводить крестные ходы, строить храмы и так далее».

До конца 1920-х годов религиозная жизнь страны была весьма насыщенной, очевидцы отмечали небывалый религиозный подъем и расцвет церковного быта. Социолог Питирим Сорокин, до 1922 года живший в России, а в эмиграции ставший профессором Гарвардского университета, описывал то время: «В духовной жизни России наблюдался процесс великого возрождения. Хотя все остальные здания продолжали постепенно разрушаться, церкви начали восстанавливаться и обновляться». Вот что было при Ленине на самом деле!

Патриарх Тихон называл Владимира Ильича Ленина человеком добрейшей, поистине христианской души
Патриарх Тихон называл Владимира Ильича Ленина человеком добрейшей, поистине христианской души

Но два аргумента у его противников все же есть. Первый - это часто цитируемая телеграмма Ленина в Пензу, где он требует «провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев». В отличие от «Указания» телеграмма настоящая, но важен контекст ее написания и знание реальных последствий «массового террора».

Весной - летом 1918 года Москву и Петроград охватил голод. Речь шла о жизнях сотен тысяч человек. Тем временем в Пензенской губернии, отвечающей за снабжение двух столиц, был поднят вооруженный мятеж. Крестьяне убили восемь хлебозаготовителей.

Проблему надо было срочно решить. Для этого и потребовался устрашающий тон телеграммы. В итоге «беспощадного массового террора» были арестованы и расстреляны 13 организаторов восстания и непосредственных исполнителей убийства. Никаких других жертв не было. Зато в Москве и Петрограде удалось избежать голодных бунтов с гораздо более страшными последствиями.

Вообще резкие выражения Ленина «повесить», «расстрелять» и тому подобные, попадающиеся в его трудах, нельзя воспринимать буквально. Например, народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский любил вспоминать, что у него сохранилось несколько бумаг с пометками Ленина на полях «если не будет исполнено, повесить Луначарского», добавляя - «исполнено не было, и повесить меня было за что».

Второй аргумент - более веский. 23 февраля 1922 года был издан декрет об изъятии церковных ценностей, распространявшийся на все вероисповедания. Однако почему-то забывают упомянуть, что проводить изъятие предписывалось «с обязательным привлечением групп верующих» и обращать внимание только на те предметы, «изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа». То есть все самые ценные в духовном отношении вещи оставались на местах.

Так что же заставило Ленина издать этот «грабительский» декрет? Двухлетняя засуха 1920, 1921 годов и последовавший за нею неурожай привели к страшному голоду, которым были охвачены 34 губернии. От голода и вызванных им эпидемий тогда умерло около 8 миллионов человек.

Некоторые политики и телеведущие утверждают, будто ленинское письмо спровоцировало огромное количество кровавых столкновений верующих с властями. Дескать, расстреляно было 40 тысяч священников, дьяконов и монахов, а также около 100 тысяч верующих.

- Но по архивным материалам видно, что в связи с изъятием ценностей погибло в общей сложности меньше 50 человек. В это число включены и жертвы уличных столкновений с властями, и казненные по приговорам судов, - говорит Хмуркин. - Количество жертв преувеличено в тысячи раз. К настоящему моменту рассекречены и опубликованы все хоть сколько-нибудь содержательные материалы, освещающие деятельность Владимира Ильича, и никаких призывов искоренять религиозность насильственным путем, истреблять духовенство или простых верующих в них нет. Это подтверждает сам факт появления фальшивого «Указания».

Историк приводит цитаты из выступления Ленина 19 ноября 1918 года: «Бороться с религиозными предрассудками надо чрезвычайно осторожно; много вреда приносят те, которые вносят в эту борьбу оскорбление религиозного чувства. Нужно бороться путем пропаганды, путем просвещения. Самый глубокий источник религиозных предрассудков - это нищета и темнота; с этим злом и должны мы бороться».

Самое важное, что церковь относилась ко всему этому не просто с пониманием, а с поддержкой. В бюллетене «Деяния II Всероссийского Поместного собора Православной церкви» от 2 мая 1923 г. признана моральная правота большевиков, «осуществляющих идеалы Царства Божия», а Ленина назвали «вождем борцов за великую социальную правду».

Усыпальница революции

Когда вопрос о канонизации встанет серьезно, историкам не составит труда опровергнуть мнение о Ленине как гонителе религий. И чем быстрее это сделать, тем лучше. Люди с пониманием отнесутся к смене местоположения тела Ленина, без зашкаливающих эмоций, если им объяснить, что это не вынос из Мавзолея, а перенос в Исаакий. Сама же канонизация Ленина поможет духовно и идеологически связать все периоды нашей истории.

Исаакиевский собор выбран для этой цели не случайно. Он не передан РПЦ и считается музеем, что делает его идеальным местом для упокоения крещеного атеиста. Атеиста, сделавшего для церкви намного больше многих верующих. Человека, отдавшего свою жизнь за построение рая на земле.

Конечно, важна и дата захоронения. Подготовить все можно к 2024 году, когда будет отмечаться 100-летие со дня смерти Владимира Ильича. Само же событие должно состояться 4 ноября - в День народного единства. Россиянам сразу станет понятно, чему он посвящен. Единству белых и красных, коммунистов и демократов - все они дети Святой Руси. Не это ли те самые свобода, равенство и братство, о которых мечтал Владимир Ильич.

Кстати, в проекте заложен и некий метафизический смысл. Так, Питер из колыбели революции превратится в ее усыпальницу. О чем, собственно, все и мечтают. Это единственный нацпроект, который можно реально осуществить.


Только факт

  • Вместе с отцом Володя Ульянов состоял в Православном гимназическом братстве во имя преподобного Сергия Радонежского.

Читайте также: