Фильм «12»: Виновен ли мальчик?

- Без сострадания закон в России не действует, - уверяет режиссёр Никита Михалков

Судьба этого мальчика (актёр Абти МАГАМАЕВ) в руках 12-ти

После своего знаменитого оскароносного фильма «Утомленные солнцем» Никита МИХАЛКОВ на девять лет замолчал - как сам говорит, созревал, не хотел «выплескиваться» по мелочам. Первой картиной после перерыва стал психологический триллер «12», 4-серийную телеверсию которого на этой неделе показывает Первый канал.

Алена ФАДЕЕВА

Этот фильм был сделан в рекордные сроки - всего за два месяца, что для полнометражной картины невероятно мало, но для Никиты Михалкова, в принципе, характерно. «Он долго готовится и быстро работает», - говорят о режиссере коллеги. Сценарий психологического триллера написан по мотивам пьесы Реджинальда Роуза «12 разгневанных мужчин». Это произведение уже экранизировалось: в 1960 году вышла культовая американская лента режиссера Сидни Люмета, но назвать картину Михалкова ее ремейком было бы неправильным. Штатовская версия утверждает: закон всегда прав. Когда же вопрос, о чем его картина, задают Михалкову, тот отвечает: о том, что без сострадания в России закон не действует.

«Маменькин сынок» СТОЯНОВА четыре раза менял мнение, в отличие от персонажа Сергея ГАРМАША

- На Западе бытует туристическое представление о русском характере: икра, матрешки, медведи. Я пытаюсь говорить о русской душе всерьез, - объясняет Никита Сергеевич. - «12» - фильм о современной России, поиске, которым занимается каждый из нас. Коррупция, антикавказские настроения, воровство, антисемитизм - эти проблемы актуальны, хотя о них не принято говорить. А надо бы. У русского человека есть потребность выговориться, раскрыться - об этом еще Достоевский писал. Заточенные в душе проблемы начинают гнить и прорываются наружу с кровью. Сценарий картины Михалков написал вместе с давними соавторами - Владимиром Моисеенко и Александром Новотоцким, с которыми работал и над «Утомленными солнцем». Фильм «12» был номинирован на «Оскар», отмечен премией Венецианского фестиваля. Примечательно, что в Венеции его показ проходил в последний день, когда все «львы» уже были розданы. Однако жюри так прониклось картиной, что после 10-часового обсуждения учредило новую номинацию «За целостность художественного решения»: это второй случай за всю историю фестиваля, чтобы для фильма был придуман новый приз.

Петренко просился на волю

О чем фильм «12»? Если говорить о сюжете чисто схематически, то это заседание 12 присяжных, решающих судьбу чеченского мальчика, убившего приемного отца - русского офицера. Все герои постоянно присутствуют в кадре, спорят, рассуждают. Действие иногда перемежается короткими флэшбэками - эпизодами из прошлого. Герои равны по значимости, и каждый представляет определенный тип характера и социального слоя: от таксиста до бизнесмена.

Герой Михаила ЕФРЕМОВА не сразу осознал серьёзность своей миссии

Михалкову удалось собрать в фильме невероятный актерский ансамбль - еще ни в одной ленте не играло одновременно столько звезд: Cергей Маковецкий, Сергей Гармаш, Алексей Петренко, Валентин Гафт, Юрий Стоянов, Михаил Ефремов, Виктор Вержбицкий, Роман Мадянов и др. И, конечно, сам Никита Сергеевич, который взял за правило играть во всех своих картинах. Михалков говорит, что никаких проб не было: сценарий изначально писался под конкретных актеров. По словам мэтра, каждый из его героев на съемках старался разнообразить жизнь режиссера по максимуму. Актеров можно понять: все они профессионалы с большой буквы и огромным опытом работы в кино. - Но представляете, каково это, когда ежедневно 11 человек тебе что-то советуют, пытаются внести свои коррективы, - смеется Михалков. К примеру, Алексей Петренко каждое утро выкладывал на стол написанные им за ночь талмуды с монологами и доказывал, что все это непременно нужно включить в сценарий. «Отлично, - отвечали ему, - только этот текст надо сказать за 17 секунд». Актеры настолько вживались в образ, что Гармаш и Газаров все время писали докладные друг на друга, а потом вместе жаловались на Петренко. А тот в свою очередь строчил режиссеру в три часа ночи послания: «Батюшка, отпусти, не могу больше!!!» Однако, по словам Михалкова, более работоспособной команды он не встречал. На съемочной площадке остроты добавляло и то, что никто из артистов не знал, какая из четырех камер снимает в данный момент именно его, поэтому напряжение не спадало ни на минуту. 

Сергей Гармаш повысил квалификацию

- Я впервые снимался у Михалкова. У нас был большой подготовительный период, когда мы репетировали, работали над текстом, и что самое уникальное - кино снималось последовательно. То есть мы не прыгали, как это часто бывает на площадке, от одного куска в конце истории, к эпизоду, стоящему в середине. С такой формой последовательной работы лично я сталкиваюсь впервые. Эти два месяца, что шли съемки, оказались для меня удивительным актерским опытом, это тот случай, когда я повысил свою актерскую квалификацию, - рассказал актер.

Жизнь - не гламур

Многие зрители считают минусом картины явную «михалковщину»: дескать, мнение автора слишком предвзято и нарочито выпирает. В картине обсуждаются только минусы российской действительности, а где же плюсы? Тот же патриотизм, самопожертвование.

Никита МИХАЛКОВ во главе присяжных заседателей

- Я не против развлекательного кино, - резюмирует Михалков. - Но должно же быть что-то еще, помимо гламура и Ксюши Собчак! Все эти разговоры про яхты и виллы на Мальорке… Бог с вами, вокруг оглянитесь.  Кстати, многосерийная версия фильма «12» была изначально заложена в сценарии: в мини-сериал вошли кадры не по принципу, «что не втиснули в картину», а те, которые специально снимались под телеформат. 

ТОЛЬКО ФАКТЫ* Поскольку все 12 актеров должны были постоянно находиться в кадре, Михалков заключил с ними строгий контракт. Главное условие - на время съемок они не могут участвовать в других проектах. Исключением стал Валентин Гафт. Его режиссер отпускал на спектакли.* Осенью 2006 года Михалков позвонил Сергею Маковецкому и, не размениваясь на «здрасьте», спросил: «Ты в Бога веруешь?» - «Ну, верую…» - «И в храм ходишь?» - «Хожу». - «Твои молитвы услышаны». В картине есть уникальный момент - 10-минутный монолог Маковецкого, снятый без единой склейки на общем плане.