«Братья Карамазовы» стали сериалом

Актёров, снявшихся в телефильме, заставили выучить роман наизусть

Алёша и Грушенька (Елена ЛЯДОВА)

Актеров, снявшихся в телефильме, заставили выучить роман наизусть.

На Первом канале - громкая премьера: новая экранизация самого загадочного романа Федора ДОСТОЕВСКОГО «Братья Карамазовы». Еще до выхода на экран эту телеверсию начали сравнивать с классической советской картиной, снятой Иваном ПЫРЬЕВЫМ в 1968 году. Но режиссер Юрий МОРОЗ сравнений не боится, уверяя, что «его Достоевский» - «более детален и передан с документальной достоверностью».

- Сейчас нет ограничений, которые были во времена Пырьева, - говорит Юрий Мороз. - Нам не надо было укладываться в три серии, появилась возможность создать максимально точную экранизацию. Наша картина вместила всю книгу целиком, вплоть до детства братьев и предыстории Грушеньки, а также эпизоды с Великим Инквизитором. К тому же во времена Пырьева существовала цензура. Режиссер не мог позволить себе многих вещей. Я говорю о передаче философии веры и искушения. Мы же могли позволить себе раскрыть тему, заявленную в самом романе как бы от противного, - Если Бога нет, то все позволено. На мой взгляд, она и тогда была актуальна, а уж для сегодняшнего общества - подавно. В картине Пырьева снимались звезды: Кирилл Лавров, Михаил Ульянов, Андрей Мягков. Но они были гораздо старше своих героев. Нынешние братья Карамазовы - Сергей Горобченко, Анатолий Белый и Александр Голубев - ненамного старше своих персонажей.

1. Смердяков (Павел ДЕРЕВЯНКО), Дмитрий (Сергей ГОРОБЧЕНКО), Алеша (Александр ГОЛУБЕВ), Иван (Анатолий БЕЛЫЙ), Федор Павлович Карамазов (Сергей КОЛТАКОВ)

- У Достоевского Алеше - 20 лет, Ивану - 24, Мите - 28, - говорит Юрий Мороз. - Видимо, у Федора Михайловича были свои причины сделать героев такими юными. Я рискнул взять молодых. Анатолий Белый и Сергей Горобченко - Иван и Митя Карамазовы - уже хорошо известны публике. А вот Саша Голубев (Алеша) и Елена Лядова (Грушенька) не успели еще широко «засветиться». Сашу зрители могли видеть в «Ликвидации» и «Курсантах», Лену - в фильме Алексея Учителя «Космос как предчувствие». Для меня не была важна медийность актера. Прежде всего я смотрел, подходит ли он на эту роль по амплуа, насколько талантлив и подготовлен, чтобы справиться с таким сложным образом. Немаловажно было и создание общности ансамбля: это все же три брата, отец - словом, семья, некий организм. На роль отвратительного старика был приглашен Виктор Сухоруков. Но за две недели до съемок он отказался. В итоге Федора Карамазова великолепно сыграл актер МХАТа Сергей Колтаков. Сделал из него эдакое средоточие зла, безбожия и разврата.

Иван Карамазов выступает в защиту брата на суде

Такой реальный XIX век

Съемки, которые велись не один год, проходили и в Минске, и в Москве, и в Россоши. Чтобы достоверно передать дух и реалии той эпохи, режиссер старался избегать частого использования павильонов и бутафории. Поэтому снимали в настоящих дворянских усадьбах (князей Трубецких, мецената Мамонтова), костюмы воссоздавались с документальной точностью (вплоть до расположения складок и пуговиц).Для знаменитой сцены суда над Митей Карамазовым был выстроен зал в натуральную величину. Заказали роскошную люстру по чертежам того времени (она действительно опускалась на длинной цепи, чтобы можно было зажечь свечи), двери, бра, обивка кресел в точности повторяли детали интерьера того времени. Даже обои, которые дотошный художник Марат Ким нашел на фабрике, воспроизводящей технологии XIX века, смотрятся подлинными.На площадке режиссер не допускал никаких импровизаций и отсебятины. Боясь исказить смысл, философию и дух романа, Мороз следовал произведению чуть ли не буквально. Дошло до того, что всех актеров заставил по нескольку раз перечитать «Братьев Карамазовых». Но и этого показалось мало. Канонический текст артистам пришлось заучивать наизусть, и не дай Бог было ошибиться в диалоге или монологе! Режиссер повторял дубль. Отдельного упоминания заслуживает музыка, написанная специально для этого фильма. Ее автор - композитор Энри Лолашвили, который сочинил саундтреки к кинохитам «О любви», «Статский советник», «Ликвидация». В «Братьях Карамазовых» музыку исполняет симфонический оркестр «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета. Это уникальный случай, ведь в российском кино звучания симфонического оркестра не было уже очень давно.

Алёша пытается выяснить у Смердякова обстоятельства гибели отца

Зеленые волосы и корсеты

О съемках актеры вспоминают и со смехом, и с некоторым трепетом.- Сняться в «Братьях Карамазовых» - моя сбывшаяся мечта! - говорит Наталья Лесниковская, сыгравшая Марью Кондратьевну. - На съемках со мной произошел смешной казус. Стилисты решили поменять для роли цвет волос. Когда я увидела себя в зеркале, мне стало дурно! Вместо светло-русых волосы оказались зеленовато-серыми. Вряд ли у Марьи Кондратьевны были волосы такого цвета! Пришлось срочно исправлять ситуацию. - А меня после съемок в «Братьях Карамазовых» этот роман теперь сопровождает повсюду, - делится Сергей Горобченко. - Начать с того, что после этой роли я посмотрел со стороны на себя прежнего. И кое-что в себе поменял. Но самое интересное, что Достоевский теперь везде на моем пути как-то проявляется. Например, закончив съемки в Минске, я сел в самолет, чтобы лететь за границу. Вы не поверите, но боинг носил имя Достоевского….- Мне запомнились корсеты, - улыбается Виктория Исакова, супруга режиссера, сыгравшая Катерину Ивановну. - Вообще платья для меня и Лены Лядовой (Грушенька) были не простым делом! Эти корсеты - просто какой-то кошмар! Что-либо съесть - невозможно! Еда встает в грудной клетке, и там остается. Нормально вздохнуть, и то проблема. Ни сгорбиться, ни согнуться. Приходится сидеть и ходить прямо, как струна. Зато после этих съемок осанка у меня просто великолепная!

СПРАВКА* «Братья Карамазовы» Юрия Мороза стали шестой по счету экранизацией произведения великого классика. Первый фильм был снят еще в царской России в 1915 году режиссером Виктором Турянским. Спустя несколько десятилетий - в 1958 году - за роман взялся американский режиссер Ричард Брукс. Через год после этого на экраны вышел советский трехсерийный фильм Ивана Пырьева. В 1990 году режиссер Ренита Григорьева представила на суд зрителей картину «Мальчики», снятую по одноименной десятой главе «Братьев Карамазовых». А совсем недавно на экран вышли «Карамазовы» чешского мастера Петра Зеленки. Но лучшей киноверсией «Братьев Карамазовых» до сих пор считается картина Пырьева.