Фильм «Царь» требуют запретить как порнографию
Павел ЛУНГИН |
Православный историк Вячеслав Манягин написал открытое письмо Президенту РФ
Фильм Павла Лунгина «Царь» о личности Ивана IV Грозного, совсем недавно вышедший в свет, уже вызвал в обществе немало противоречивых споров. Специалист по русскому средневековью историк Вячеслав Манягин написал обращение на имя Президента РФ Дмитрия Медведева с требованием изъять фильм из проката. По его мнению, картина «не только искажает историческую правду, но и роняет престиж России в глазах всего мира».
Картину Павла Лунгина посмотреть стоит. Дух она, конечно, захватывает. До полнейшего неприятия, до страшноты, вплоть до отвращения к жизни. Но никак не до восторга от восприятия художественного произведения.
Нужен ли такой катарсис русской души в обществе, которое к нему, возможно, и не вполне готово? И стоит ли этим заниматься в современном кино? Конечно, стоит. Но вопросы остаются. И вряд ли на них есть утвердительный ответ. Ведь сам Лунгин, создавая свое творение, был уверен, что в России «проблемы власти не решены ни сверху, ни снизу». Хотя, по его словам, «идею русской власти сформировал именно Иван Грозный».
«Если бы не Грозный, Россия сегодня была бы другой страной, - утверждает он. - Ведь был большой потенциал демократии внутри московского царства: Дума, споры, дискуссии, которые проводили бояре. Грозный патологическим богатством своей личности и патологической своей жестокостью во многом определил нашу историю. Его личность, как и личность Сталина, на долгие годы «опечатала» собою менталитет страны, сместила понятия добра и зла».
По Лунгину выходит, что Грозный (по фильму это отчетливо видно) жил и правил своим народом с уверенностью, что власть - это и есть Бог на земле.
А вот открытое письмо Вячеслава Манягина, в котором его автор высказывает несколько иную точку зрения:
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Президенту Российской Федерации
Дмитрию Анатольевичу Медведеву
Уважаемый господин Президент!
В романе советского писателя Чингиза Айтматова "Буранный полустанок" есть образ манкурта - человека, лишенного памяти о прошлом и обращенного в раба. Но точно так же и любой народ, лишенный своей исторической памяти, превращается в коллективного «манкурта», в материал для удобрения т.н. «цивилизованных наций». Именно это пытаются проделать сегодня с русским и другими коренными народами России. В качестве орудия используется искусство, в частности кинематограф.
Вячеслав МАНЯГИН |
1. Фильм начинается со лжи, когда бегущие по экрану титры создают для зрителя "вводную", не соответствующую действительности: якобы, в 1565 году польский король Сигизмунд завоевывает русские города, в стране царит голод, опричники залили страну кровью. Как результат поляки захватывают стратегически важный Полоцк, что приводит к ужесточению террора. На самом деле война для России шла успешно, русские заняли у поляков города в Прибалтике, а Полоцк останется во владении России еще 14 лет до 1579 года.
2. Массовые казни. Согласно источникам, за весь период правления царя Иоанна Васильевича было казнено не более 4 - 5 тысяч человек. Что ни в какое сравнение не идёт с правлением, например, современника царя Иоанна IV французского короля Карла IX, по распоряжению которого за одну Варфоломеевскую ночь католики перебили во Франции 30000 протестантов. В том же XVI веке в Англии только за бродяжничество были повешены 70000 человек. Эти цифры доказывают, что особая "кровожадность" Грозного царя - домыслы фальсификаторов.
3. Другая ложь - избиение опричниками во главе с царем митрополита Филиппа в храме и сцена посещения свергнутого митрополита государем. Никаких документальных подтверждений этих сцен, как и того, что царь Иоанн IV имел какое-то отношение к смерти митрополита Филиппа, не существует.
Однако создателей фильма это не волнует. Они творят на экране кровавую фантасмагорию: безумный царь-параноик с вечно открытым ртом, из которого торчит блестящий вампирский клык, злобная истеричка-царица, кровожадные псы-опричники... Непрерывный калейдоскоп кадров, в которых мелькают виселицы, куры с отрубленными головами, кровь. Авторы фильма старательно создают образ кровавого Апокалипсиса во главе с царем-Нероном, сидящим над деревянным Колизеем, где медведь рвет на части живьем верных и праведных слуг царя.
Вместе с царем наслаждается кровавым зрелищем и простой народ: вопит от восторга, машет руками, пучит глаза, вот-вот начнет делать ставки. И это не единственные в фильме кадры, где русский народ выглядит как дикое кровожадное быдло. Таким же его изобразили в сцене поставления на митрополию святителя Филиппа, когда толпа бежит ловить брошенные монеты. Царь Иван Грозный вызывал и вызывает ненависть врагов России по одной причине: он возвеличил ее политическую роль в мире, ее экономическое и военное могущество. При этом царе территория государства увеличилась в 2 раза с 2,8 млн кв. км до 5,4 млн кв. км, были завоеваны царства Казанское, Астраханское, Ногайская орда, Северный Кавказ, Западная Сибирь, население увеличилось более чем на 30%, введена выборность местной администрации, создана сеть начальных школ, организовано книгопечатание, создана почтовая служба, регулярная армия, основано 155 новых городов и крепостей. Иоанн Грозный был великий государственный деятель и патриот, он заложил основы современного Российского Государства, и мы не можем позволить порочить его честь и достоинство, честь и достоинство нашего народа, извращать историю нашей Родины и умалять заслуги наших предков, создавших великую страну. Фильм "Царь" должен быть изъят из публичного проката в кинотеатрах и, наравне с порнографией, разрешен только для частного просмотра на домашних видеоустройствах.
СПРАВКА
Вячеслав Манягин - главный редактор православного журнала "Первый и Последний", писатель, журналист, автор исторических исследований о царе Иоанне Грозном: "Апология Грозного царя", "Царь воинствующей церкви: Иоанн Грозный в иконографии XVI XVII вв.", "Правда Грозного царя", "Иоанн Грозный без лжи и мифов".
КОММЕНТАРИЙ РЕЖИССЕРА
Павел Лунгин: Фильм «Царь» - не развлекательный проект!
- Могу заверить, что фильм достаточно близок к историческим реалиям ХVI века, - отвечает на претензии Вячеслава Манягина режиссер фильма Павел Лунгин. - Все реплики Ивана Грозного, к примеру, позаимствованы из его писем и воспоминаний. Но все же «Царь» - не историческая монография. Это кино, очень сложное, связанное с философией, историей, религией. Прежде всего меня интересовала психология власти. Поэтому и споры вокруг. Раз они есть, значит, мы попали в точку! Конечно, картина - лишь мое субъективное восприятие этой исторической фигуры. Я и не претендую на что-то большее. Ведь вопросы, поднятые в фильме, все равно остаются:
что такое русская власть, в чем ее природа и загадка? А если говорить о личности Ивана Грозного, то он был святым и грешником в одном лице: тиран и убийца днем казнил, а вечером молился. «Может, я как человек - грешник, но как царь-то я праведен», - вот такая вера в нем самом жила.