Секреты «Цыганок»

Каждый съёмочный день актрис сериала начинался с бигуди

Чтобы зрители почувствовали дыхание эпохи, экипировку Ольги ФАДЕЕВОЙ продумывали до мельчайших деталей

Чтобы зрители почувствовали дыхание эпохи, экипировку Ольги ФАДЕЕВОЙ продумывали до мельчайших деталей

Каждый съемочный день актрис сериала начинался с бигуди

На Первом канале начинается показ многосерийного фильма «Цыганки». Действие картины происходит в 1945 - 1959 годах. Это трогательная история о сестрах, бежавших из табора и ставших актрисами знаменитого московского театра «Ромэн».

Несмотря на то что продюсер проекта Алексей ПИМАНОВ говорит о предельной документальности повествования, место художественному вымыслу в фильме, конечно, отведено немалое. Однако в мелочах создатели ленты постарались быть исторически точными. 

Прически

- Для таборных причесок актрисам Оле Фадеевой и Наде Бахтиной приходилось наращивать волосы с помощью специальных шиньончиков, - рассказывает художник по гриму Наталья Архипова. - Косы у актрис тоже ненастоящие. Косички с бантами, собранные в «корзиночку», пользовались в те годы популярностью у юных красавиц. Поэтому без них нам никак! А каждый день заплетаться - это очень трудоемко. У исполнительниц главных ролей - волосы прямые, а раз они играют цыганок, то локоны должны виться. Поэтому каждый съемочный день начинался с бигуди и тройных плоек. На грим и прически уходило по часу, не меньше. Признаюсь, поначалу намучились мы и с мужчинами-эпизодниками. Многие наотрез отказывались стричься под полубокс (высокий затылок и почти состриженные бока).

Украшения

- Изучив архивные фотоматериалы, мы неожиданно для себя открыли, что, оказывается, цыганская мода середины прошлого века - это не золото, бриллианты и пестрые наряды. Все было крайне сдержанно. В ту пору этот народ не отличался несметными богатствами, - поделилась художник по костюмам Вера Скопинова. - С бусами, монистами и серьгами нам помогли настоящие цыгане из массовки. Серьги-гвоздики и скромные шарики под жемчуг, кольца искали в винтажных лавках и современных магазинах аксессуаров. А роговые гребеночки и заколки с камешками для причесок собирали всем миром по чемоданам своих бабушек.

Усилиями гримёров и костюмеров сёстры Ольга и Александра стали настоящими ромалами

Усилиями гримёров и костюмеров сёстры Ольга и Александра стали настоящими ромалами

Одежда и аксессуары

- Модные в середине прошлого века натуральные ткани сейчас найти проблематично, особенно популярный тогда крепдешин. Спас мой давний приятель, который поделился сокровищами из сундука своей пожилой мамы. Оттуда я извлекла чудеснейшие тканевые и кружевные перчатки на разные случаи жизни. Платьица сохранились хорошо, нужно было только подогнать их по фигуре актрис, - сообщила Вера Скопинова. - Но без услуг пошивочного цеха не обошлось. В целом на главных героинь изготовили порядка 20 нарядов. Белье тоже шили. Тогда девушки носили высокие, заостренные к соскам бюстгальтеры. Современных аналогов нет! Грудь смотрелась очень эротично, но не вульгарно.

Макияж

- Яркие глаза героиням делали с помощью подкрашивания века лилово-фиолетовыми тенями. Благодаря подводке создавали сестрам схожие черты лица. Что удивительно, совершенно разные по внешности Оля и Надя становились после грима похожими. Как-то мы пошли в перерыве обедать в кафе. Девушки были в гриме и с прическами. Когда уже прощались, официантка смущенно произнесла: «Редко, когда сестры так похожи!» - поделилась художник по гриму Наталья Архипова. - Цвет помады и румян подбирали с особой тщательностью. Ничего розового, перламутрового. Только оранжево-красный и максимально натуральные оттенки.

Реквизит

- Граненые стаканы, чайнички, самовары, зеркальца, вышитые салфетки на столы, плетеные корзинки - все это члены съемочной группы несли из дома. Интерьерные вещи брали на складе «Мосфильма», - говорит ассистент по реквизиту Александра Кузьменко.

- В плане подбора исторического реквизита самое сложное было связано со спортом (муж главной героини Ольги - боксер), - делится художник-постановщик Светлана Соснина. - По иллюстрациям в спортивных журналах 50-х годов мы заказали сшить боксерские перчатки и обувь. А роль тренировочного зала блестяще «исполнил» московский ДК «Крылья Советов».

Ольга (БАХТИНА) попала на зону по несправедливому обвинению

Ольга (БАХТИНА) попала на зону по несправедливому обвинению


Метаморфозы Надежды Бахтиной

30-летней Надежде БАХТИНОЙ не привыкать играть цыганок. Роль Люциты в сериале «Кармелита» сделала актрису всенародной любимицей. Однако Ольгу в фильме «Цыганки» девушка считает своей лучшей работой в кино. Героине Надежды за 12 серий придется столько всего пережить, что к концу сериала она предстанет совсем другим человеком, чем была в начале истории. Вот лишь некоторые эпизоды биографии Ольги.

Свадьба по правилам

- К сцене свадьбы я подошла серьезно. Очень много разговаривала с подругами-цыганками об особенностях обряда, - говорит Бахтина. - Больше всего меня поразил венок из ленточек. Оказывается, цвет каждой их них имеет глубокий смысл. Красный - чистота, непорочность, белый - приумножение потомства, зеленый - женственность. Цыгане - очень талантливая и самобытная нация, которая бережно хранит свою культуру.

Накладной животик героини выглядит правдоподобно

Накладной животик героини выглядит правдоподобно

Кстати, после «Кармелиты» и «Цыганок» я могу даже разговаривать на цыганском языке. Не бегло, но отдельные фразы заучила на «отлично».

Ложная беременность

- Съемки фильма длились несколько месяцев. За это время я успела дважды забеременеть. Причем один малыш родился, а второй - так и остался в животе. Как в «Кармелите»: огромный животяра - и прощальные титры, - с улыбкой замечает Надежда. - На каждый месяц моей киношной беременности предполагалась специальная накладка с особым наполнителем. Пузико выглядело очень правдоподобно. Однажды в Венеции, где проходила часть съемок, я зашла в кафе с таким животом и женщины почтительно пропустили меня без очереди в туалет. Правда, когда я вышла из уборной стройненькая и радостная, народ как-то насторожился, хотя многие знали, что неподалеку русские снимают кино.

Тюремная закалка

- Сценарист Виктор Демент - настоящий цыган, который лично знал актрис, сестер Кононовых. Их судьба настолько запала Виктору в душу, что он и написал эту историю в память о них, ушедших несколько лет назад в довольно преклонном возрасте - обеим было за 90, - говорит Бахтина. - Прототип моей героини - Ольга Старостина (в девичестве - Кононова) была женщиной отчаянной, веселой, с душой нараспашку. Муж у нее - легендарный футболист Андрей Старостин. В браке родилась дочь Наталья, которая преподает латынь и античную литературу на филфаке в МГУ. Да, Ольга прошла лагеря, была осуждена, причем совершенно несправедливо.

На грим и причёску Нади БАХТИНОЙ ежедневно уходило больше часа

На грим и причёску Нади БАХТИНОЙ ежедневно уходило больше часа

Срок отбывала в Казахстане, работала водовозом. Несмотря на невзгоды, она даже в 70 с лишним лет отплясывала на сцене танец с кнутом так, что затыкала всю молодежь за пояс. Это все мне рассказала близкая подруга Кононовых Ирэна Морозова, актриса театра «Ромэн».

Из Подмосковья - в Венецию

Многосерийный фильм «Цыганки» снимали в Москве, Подмосковье и Италии.

- В живописной деревне Дютьково работали над сценами из жизни табора. А здание Звенигородской детско-юношеской спортивной школы превратилось в кадре в областную гостиницу, в которую по сценарию приезжает на гастроли театр «Ромэн». Декораторам пришлось лишь закрыть досками железную дверь входа и повесить портрет Сталина. В коридоре «гостиницы» шли репетиции и съемки, а в спортивном зале разместились технический персонал группы и костюмерные. Лагерные же бараки пришлось построить самим в Подмосковье, - рассказывает продюсер проекта Алексей Пиманов. - Финал картины снимали в Венеции. Успели и поработать, и покататься на гондолах, и полюбоваться местными красотами.