Второе пришествие Садальского

Глава из книги Ольги Белан «Моя бульварная жизнь», посвящённая известному актёру

Стас Садальский, Ольга Белан

Стас Садальский, Ольга Белан

Глава из книги Ольги Белан «Моя бульварная жизнь», посвящённая известному актёру

Книга с названием «Моя бульварная жизнь» выходит на днях в издательстве «Икар». Автор - Ольга БЕЛАН, экс-редактор газеты (в книге она называется «Вич-инфо») много лет проработала в «желтой» журналистике - в том числе и в «Экспресс газете». Ее «журналистский роман» полон остроумных наблюдений за жизнью коллектива бульварной газеты, а также - впечатлений от встреч с выдающимися деятелями отечественной и мировой культуры.

Предлагаем читателям главу из этой книги.

Таких людей, как Стас Садальский, в киношном мире нет совсем - или их очень мало. Впервые мы встретились с ним в Ярославле на кинофестивале «Созвездие» - тогда Гильдией актеров кино руководил Женя Жариков, и потому фестивали проходили шумно, ярко - являли собой действительно настоящий праздник отечественного кино. Именно Жариков придумал проводить актерские фестивали в провинциальных российских городах. В этом была сермяжная правда: провинция редко видела артистов в живую, а какая публика не любит пообщаться со звездами накоротке - на улицах своего города, в кинотеатрах после показа фильма, на специальных встречах в клубах и летних парковых площадках.

…Актерским фестивалям я благодарна за знакомство с Садальским. Я приехала в Ярославль с опозданием дня на два - мы с актрисой Любовью Соколовой тряслись в автобусе, специально предназначенном для опоздавших. Тетя Люба успела рассказать мне свою жизнь - безумно интересную и сложную, я потом напишу об этом позже, и моя публикация окажется первой, рассказавшей о непростых взаимоотношениях актрисы Соколовой и режиссера Данелия

Приехали уставшие, тетя Люба стразу пошла отдыхать. Администратор гостиницы, в которой мы поселились, протянул мне ключи от комнаты и предупредил:

- Вас просил зайти Стас Садальский - он остановился в таком-то номере. Увидел вас в журналистских списках и попросил вам передать приглашение.

Я удивилась и, не заходя к себе в номер, постучала к Стасу. Он открыл мне дверь - лучезарный большой человек в белоснежных шортах и с полотенцем на шее. Я на всякий случай представилась, назвала свою фамилию. Стас благодушно улыбнулся:

- Да я тебя знаю!

- Откуда, интересно? - не зная еще, что мне ждать от этой встречи, поинтересовалась я. - В кино я вроде не снимаюсь и в киношных тусовках не участвую.

- А мне про тебя Джуна рассказывала, - не церемонясь ответил Стас, - и фотографии твои я видел, когда ты была у нее в гостях.

А дальше мы уже сидели на балконе у него в номере - напротив играл золотом куполов Ярославский кремль - и пили коньяк. Причем еще до первого глотка я поняла, что Стас - совсем не тот человек, к образу которого мы привыкли на экране, этакого придурка и балагура. Он оказался человеком очень глубоким, философски хорошо образованным, тонко чувствующим и переживающим и, главное, готовым в любимую минуту прийти на помощь тому, кто в ней нуждается, - иногда даже очень малознакомому человеку.

Мы проговорили с ним очень долго, потом практически не расставались еще три дня - он отрывался от моей компании только на какие-то фестивальные мероприятия. Его суждения о просмотренных фильмах были точны и остроумны, его пародии на друзей- артистов похожи и дружелюбны, и вообще, с ним всегда весело и комфортно. Конечно, он мог бы сыграть в кино не только упырей, по его собственному выражению, но оказался заложником образа Кости Сапрыкина - знаменитого Кирпича из фильма «Место встречи изменить нельзя». А мог бы сыграть Рогожина в «Идиоте», Стиву Облонского в «Анне Карениной», из него получился бы шикарный Обломов или граф Нулин, не говоря уже о целой веренице современных героев типа Афони. Но история, как известно, не имеет сослагательного наклонения, артисты не любят говорить о несыгранных ролях, и Стас, конечно, рассердится на все эти мои перечисления…

В 90-е годы кино почти совсем не снималось, и у Стаса, как и у большинства других актеров, ролей не было вообще. Но он, склонный к писательству, не растерялся и пошел покорять вторую древнейшую профессию. Где-то пересеклись пути Садальского и Александра Ивановича - редактора «Экспресс газеты», и Стас начал вести свою собственную рубрику в скандальном первом российском таблоиде.

И вот однажды настал момент, когда мне стало безумно скучно в еженедельнике «Собеседник». Я написала заявление об уходе, его безмолвно подписал редактор, и я грустно вышла на Новослободскую, совершенно не понимая, куда идти дальше - в прямом и переносном смысле. На дворе стоял промозглый январь, в городе было серо, грустно и отвратительно - равно как и на душе. И вот брела я по Новослободской, преисполненная вселенской жалости к самой себе, пока не наткнулась на чудо. Оно явилось передо мной в образе Стаса Садальского - в расстегнутой дубленке и без шапки на голове. Стас обрадовался встрече, начал теребить меня, узнавая, как дела, - я промямлила что-то невразумительное. Тогда он предложил:

- Слушай, мы же недавно всей редакцией переехали на Вадковский - это здесь рядом. Пойдем, мне выделили отдельный кабинет - я хочу тебе похвастаться.

Кто не знает, отдельных кабинетов в редакции удостаивались только большие начальники и особо выдающиеся сотрудники, коим, я нисколько не сомневалась, являлся Садальский. Настроение было жуткое, любоваться кабинетом совершенно не хотелось, но отказать Стасу я никак не могла. И я побрела за ним, понурив голову, а он что-то рассказывал, размахивая руками, и со стороны мы были похожи на веселого и грустного клоунов, сошедшихся на одной арене в безумном скетче.

В кабинете - и вправду роскошном - я отогрелась. Стас налил коньяк, сообщив при этом, что ему знакомые грузины рассказали о совершенно потрясающем рецепте, от которого назавтра не болит голова: надо коньяк разводить пополам с лимонным соком - и получится настоящий напиток богов. Мы сидели и болтали, и вдруг Стас без предупреждения схватил телефонную трубку и набрал короткий номер:

- Александр Иванович, - весело заорал он в трубку, а я похолодела, - у меня вот тут гостья сидит, - она очень хочет с вами поздороваться. Да-да, мы сейчас зайдем.

Я начала махать руками и кричать, что я не хочу здороваться и вообще я уже выпила напитка богов и у меня заплетается язык. Но Стас меня не слушал:

- Неудобно получится - я же ему сказал, что мы сейчас зайдем. Не могу же обманывать своего главного редактора.

Он схватил меня за руку и поволок по коридору, а когда мы вошли в кабинет, Садальский сразу без предисловий брякнул:

- Вот, Александр Иванович, она очень хочет у нас работать.

И дальше в течение минут пяти он страстно по-актерски начал рассказывать о моих талантах. Я сама рот открыла - так впечатляющ был этот монолог. Александр Иванович разве что не прослезился от этого мощного актерского выступления и тут же предложил мне работать в «Экспресс газете». А дальше мы пили напиток богов, вспоминали «детство золотое» на Найтбридж в Лондоне, где мы вместе провели незабываемую ночь!

Вот так я оказалась в «Экспресс газете», и с Садальским мы общались уже каждый день. После серьезной журналистики работать в желтой прессе оказалось гораздо проще, чем я боялась сначала. Стас таскал нас, вечно безденежных, на премьеры в Дом кино и по милым ресторанчикам, которые повсеместно открывались в Москве, но его любимым местом «отдыха» оставался «ларик» - ларек с алкогольной продукцией недалеко от Вадковского, где мы пили пиво, заедая солеными орешками, и покатывались со смеху от рассказов Стаса. Хорошая была жизнь, веселая.

Стас как умел дружить, так умел и обижаться, разругиваясь в бывшим другом в доску и «навсегда». Он обиделся, что я не позвала его с собой в «Успех» - тогда как раз его отношения с главным редактором несколько обострились. Обиделся насмерть и слышать мое имя не хотел в течение почти двух лет. Но я набралась терпения, переждала все его ураганы с бросанием телефонной трубки и криками «не хочу даже твой голос слышать!».

Тина Канделаки, Стас Садальский

Тина Канделаки, Стас Садальский

И только когда мы отмечали два года «Успеху» и решили устроить «пир во время чумы», я пригласила Стаса на вечеринку. Он долго ломался, прикрывался занятостью, обзывал меня дурой и предательницей, по-актерски выдерживал паузы в наших телефонных разговорах - до самой вечеринки я так и не знала, будет у нас в гостях Стас или нет. И когда увидела его в сумерках декабрьского вечера под ручку с Тиной Канделаки, входящего в ресторанчик, где наша «свадьба» уже вовсю пела и плясала, я заплакала. Он, конечно, шел на вечеринку с намерением сказать мне какую-нибудь очередную гадость типа «О, как ты растолстела!» или еще хуже «Ну что, твой «Успех» - провалился наконец?». Причем эта гадость должна быть произнесена громко - во всеуслышание, да еще с театральными жестами. Но, увидев мои слезы, Стас позабыл про свои намерения, бросил красавицу Тину Канделаки и принялся меня утешать-успокаивать, подливая коньячок и неловко поглаживая по голове.

Стас тогда увлекся другим средством массовой информации - радио. Вел свое «дебил-шоу» на «Серебряном дожде», выступал в отдельных передачах еще на каких-то каналах. Там-то он случайно подцепил говорливую Тину, смекнул, что женщина-партнер ему вовсе не повредит, и с энергией, только одному ему свойственной, принялся обучать тогда никому не известную грузинскую девушку азам ораторского искусства. Зерна упали на благодатную почву - Тина в болтовне даже превзошла своего учителя. Но Стас, кроме всего прочего, вывел ее в люди - таскал по светским и киношным тусовкам (там он всегда желанный гость), знакомил с нужными людьми, и даже с будущим мужем Тину тоже познакомил Стас. Став супер-звездой на телевидении, Тина, как водится, сменила круг общения: завела высокопоставленных друзей, развелась с мужем и напрочь забыла того, кто когда-то дал ей реальную путевку в жизнь…

А мы со Стасом снова начали дружить. Вскоре он охладел и к своим радийным дебил-шоу, у него началась новая эра - театральная. Стас никогда до этого не играл на сцене. Был у него короткий опыт службы в театре «Современник», но там его почему-то невзлюбила главный режиссер Галина Волчек. По словам актера, Галина Борисовна часто повторяла: «Кто-то должен играть бифштексик, а кто-то - гарнирчик». Стасу почему-то всегда доставался гарнирчик, он обижался, тем более, зритель после громких киноролей стал узнавать его и долго аплодировать, когда он только появлялся на сцене.

В общем, Стас со скандалом ушел из театра и никогда больше туда не возвращался. Пока, уже в начале нового века, не возродилась на российской сцене антреприза, а вместе с ней - комедия, а в этом жанре Садальский вообще царь и бог. Он стал надолго пропадать из Москвы, мотаясь со спектаклями по всей стране, но зато его голос по телефону был абсолютно счастливым.

Однажды на три дня я оказалась в Екатеринбурге, на своей родине. Была дико холодная зима, когда даже нос на улицу не высунешь - сразу отмерзнет. Но я его все-таки высунула и увидела афишу - спектакль с участием Стаса и Ларисы Удовиченко. Мне пришла идея сделать сюрприз любимому другу, я купила билет и пришла в театр. Несмотря на мороз, зрителей в зале было столько, что они буквально гроздьями висели на балконе и в амфитеатре. Пьеска, прямо скажем, так себе, но как там блистали Садальский и Удовиченко! Я сама, обычно сдержанный человек, подпрыгивала на сиденье, хлопала до одури в ладоши и орала «Бис». Садальский обалдел, когда увидел меня за кулисами. Даже спросил: «А в каком мы городе?» Но это он шутил, он прекрасно знал, где он находится, потому что в каждом городе он вставлял в текст какую-то фразу про местную жизнь - и зал вообще умирал от восторга.

Мне много раз хотелось сделать со Стасом интервью. Он важно выпучивал глаза: «Ты че, не знаешь разве, что я даю интервью только за деньги?» Пока мы с ним вот так прикалывались, Лариса Кислинская опубликовала в «Совершенно секретно» прекрасное с ним интервью. Я на него налетела с претензиями, но он отмахнулся: «Лариска что-то за мной все время записывала, а потом опубликовала без моего разрешения. Я на нее еще в суд подам!» Потом на какой-то тусовке, организованной Стасом, я спросила ее об этом интервью. Конечно, оно было написано и опубликовано по обоюдному согласию.

Но в год какого-то его юбилея я уже вцепилась в него мертвой хваткой. «Ну ладно, - милостливо согласился он, - только сделай это не в форме вопросов-ответов, а в виде моих монологов». Материал ему понравился. Он даже заказал нашему фотографу фотосессию, один кадр из которой мы использовали на обложке. Ну а заголовок я придумала тоже с подковыркой: «Стас Садальский никогда не врет!»

 Про Стаса я могу рассказывать бесконечно долго. Но одну историю не вспомнить не могу. Стас любит устраивать вечеринки без всякого повода. Позвонит всем своим бывшим коллегам-журналистам, и мы, кинув все дела, сломя голову бежим в любимые им грузинские рестораны на Остоженке. Вот так однажды он пригласил нас в «Тифлисъ», где щедрые грузины дали актеру нереальную скидку за то, что он, их любимец, попросил грузинское гражданство как раз в тот момент, когда Россия от Грузии отвернулась. Когда все собрались, Стас налил всем до краев и предложил помянуть Наталью Гундареву, скончавшуюся недавно.

Мы долго сидели на открытой веранде, и Стас, несмотря на необычайную жару, пил только водку. Пил как-то особенно много, с аппетитом. И вдруг около девяти вечера говорит:

- А у меня еще сегодня съемка на телевидении.

Мы ахнули. Оказалось, что Садальского пригласили в передачу «Рожденные в СССР» на НТВ-плюс.

- Стасик, - завопила я, - это же прямой эфир! Он начинается в ровно в 12 ночи, а уже 9! Ты же не успеешь привести себя в порядок!

- Спокойно, женщина, - поморщился хорошо захмелевший Стас, - я сейчас заеду домой, приму душ и буду как огурец.

Это была катастрофа! Мы начали выяснять, можно ли отменить эфир, как дозвониться Глазунову - ведущему этой программы, и вообще суетиться. Стас смотрел на нас свысока:

- Никогда еще Стас Садальский не отменял съемки! Слышите - никогда!

Кое-как мы засунули его в мою машину, я довезла его до дома, велела немедленно лезть под душ и выпить несладкий крепкий чай. С ужасом села в полночь перед телевизором.

 И ужас случился. Стас буквально не вязал лыко и отвечал на вопросы бедного ведущего совершенно невпопад. А передачу эту смотрят, в том числе и наши бывшие граждане, проживающие в США, Израиле и разных других странах. Они в основном и звонили в прямой эфир. И вот какая-то Ляля из Бостона дозвонилась и резко спросила ведущего:

- Вы что, не видите, что ваш гость совершено пьяный?

Глазунов, как зайчик-попугайчик, покорно повторил вопрос Стасу:

- Стас, правда, что вы сейчас пьяны?

И вот что такое настоящий артист! Пьяный-непьяный Садальский вдруг поднял на ведущего полные трагизма глаза и произнес:

- Да, я сегодня выпил. Выпил, потому что мы сегодня поминали великую артистку Наталью Гундареву, которой не стало девять дней назад.

И дальше удивительный монолог об ушедшей так рано актрисе, с которой Стас снимался в фильме «О бедном гусаре замолвите слово». Ляля из Бостона была повержена!

Кстати, Стас заставил и меня позвонить - боялся, что звонков не будет. Я задала какой-то дежурный вопрос, на что Стас возопил:

- А, эта та самая моя подруга - талантливая журналистка, которая продалась одной желтой газете за большие деньги!

Господи, зачем я позвонила?!

Мой любимый Стас Садальский. Если бы ты знал, каким украшением моей жизни являешься ты! Несмотря на то что ты все время ругал меня, что «я продалась желтой прессе и загубила свой талант». И ты ведь не раз предупреждал меня, что за всякую продажу бывает расплата...

Книга «Моя бульварная жизнь» Ольги БЕЛАН

в продаже с 18 мая.

В этот день в книжном магазине «Библио-глобус» ( ул. Мясницкая, 6/3, стр. 1) автор и один из героев - народный артист Стас Садальский, примут участие в презентации книги «Моя бульварная жизнь». Можно задать любой вопрос, получить ответ, купить книгу - и получить пожелание и автограф народного любимца Садальского, а также автора.

Время: 18.00 зал № 8



автор