Гениальный комедиант со множеством лиц: любовь зрителей и гонения театрального шута Арлекина

Бунтарь, ловкач и гениальный комедиант. Любовь зрителей и гонения театрального шута Арлекина
Арлекин. Иллюстрация к пьесе Мариво (1878)
Арлекин несколько веков был любимцем публики среди королей и нищих. Собирательный образ гениального приспособленца, бунтаря, драчуна, грубияна и революционера повлиял на европейскую литературу, живопись и музыку. Его в равной мере преследовали слава и гонения. По сей день Арлекина можно встретить на сцене кукольных театров, в детских сказках и кинолентах.

На темной сцене с минимумом декораций разыгрывается комедийная пьеса масок о выдуманном королевстве. Один из главных героев – жестокий и дерзко обаятельный Арлекин, который убивает своего покровителя и становится королем вместо него. Теперь он не хочет служить никому, на что получает ответ: «Все мы служим: священник и король, артист во время дела – слуги все. Солдат – начальнику, начальники – главному вождю, вождь – королю, а сам король – идее короля. Свободных нет. И разница лишь в том, что видят многие своих господ, а часть не видит их, не сознает, и господа, невидимые нам, суровей всех…».

В финале пьесы Арлекин уплывает к вожделенной свободе вместе с другими масками. Произведение «Король-Арлекин» повторяет судьбу своего героя, которого одинаково сильно почитали и запрещали всюду, где бы он ни появился.

История создания персонажа

В 16 веке в обозах комедиантов, колесящих по стране, был придуман персонаж – Арлекин, способный обойти тотальный контроль и государственную цензуру. Став символом протеста, Арлекин позволял театрам выжить. Импровизированный спектакль давал актерам свободу действий, и его сложно было подвергнуть цензуре. Если среди публики имелись представители администрации, то они виртуозно вычислялись актерами и представление сразу же менялось по сюжету и тексту.

«Бунтарь,
Картина «Пьеро, Арлекин и скоморох», Антуан Ватто, 1719 год 

Каждая маска комедии являла зрителю не только образ итальянского Возрождения и Барокко, но и была выражением гражданского протеста. Например, маска Капитана олицетворяла туповатого, хвастливого вояку, постоянно преувеличивающего свои военные заслуги, маска Панталоне была пародией на венецианских купцов, маска Доктора – на болонских юристов. Пьеса-протест имела жесткие рамки и никогда не показывала на сцене священников или монахов. Над церковью шутить было нельзя – инквизиция была на чеку. Кстати, в этом плане мало что изменилось с того времени.

Арлекин, который сначала был незначительным и второстепенным персонажем – слугой, стал главным революционером, настоящим брендом и воплощением театрального шута. Комедия масок стала символом первого итальянского профессионального театра.

До этого времени театр был любительским, театральные постановки напоминали просто речь по тексту. С приходом Арлекина, зародилось актерское мастерство, появились настоящие театральные драматурги, готовые писать пьесы для театра.

В России на импровизированные итальянские представления с условным сценарием ходил юный Сумароков. Позже, из сценариев комедии масок появятся первые русские, бытовые комедии, например, «Недоросль» Фонвизина.

Как была устроена комедия масок

Актёр-Т.-Визентини-с-маской-Арлекина,-М.-де-Лятур-(XVIII-в
Актер Т. Визентини с маской Арлекина, портрет М. де Лятур (XVIII в.) 

В 16-17 веке актеры профессиональных итальянских трупп располагали условным сценарием пьесы. На бумаге набрасывали грубый скелет действа и вывешивали за сценой. Следуя основному сюжету, каждый актер наполнял свою роль содержанием на ходу. Это была чистая профессиональная импровизация. Поэтому успех спектакля зависел от харизмы актеров, их находчивости и таланта. Артисты выступали и авторами пьесы, и режиссерами, и исполнителями.

Роли, которые назывались «масками», распределялись один раз и закреплялись за актером навсегда. Если в труппе не было артиста, то и в спектакле не участвовала эта роль. Комедийная пьеса рождалась из того, что было, сюжет определялся составом масок. Постановка каждый раз получалась новой.

В первые годы существования комедии масок слуги были карикатурными персонажами. Арлекин представал перед зрителем в виде деревенского простака, который ассистировал умному и хитрому Бригелле. Но со временем актеры так изменили характер Арлекина, что тот затмил не только первого слугу Бригеллу, но и все другие маски, став главным персонажем, направляющим весь сюжет пьесы.

Почитали и запрещали

Исполняющие роль Арлекина актеры, всегда были такими же дерзкими, как и их персонаж. Сложно было понять, где заканчивается маска и начинается актер.

Людовик XIV был большим поклонником комедии масок и организовал приезд итальянской труппы во Францию. По дороге в Париж актеры заехали в Вену и очаровали императора Леопольда I.

Рисунок к пьесе «Арлекин, галантный посланник» (1685)
Рисунок к пьесе «Арлекин, галантный посланник» (1685) 

Европейские монархи не просто приглашали бродячую труппу ко двору, но и полностью сами организовывали их путешествия. Придумавшие Арлекина комедианты и представить себе не могли, что персонаж проживет долгую сценическую жизнь и станет любимцем не только крестьян, но аристократов и правителей государств. Дитя бродячий нищих артистов, герой народной комедии создаст поистине головокружительную карьеру.

Но в немилость Арлекин станет попадать также стремительно, как и становится обожаемым персонажем. Например, Людовик XIV, позволявший итальянской труппе буквально все, сменял свою любовь на презрение. В одночасье делаясь гонимым, Арлекин становился символом протеста против абсолютизма. Итальянскими спектаклями начинали увлекаться еще сильнее, а артисты перебирались из королевского двора на улицы Парижа.

Самый знаменитый театральный персонаж всегда балансировал на грани между вседозволенностью и тотальным запретом, любовью и ненавистью.