«Пластилиновую ворону» озвучивал шеф гестапо

В этом году замечательному мультфильму исполняется 30 лет

В этом году замечательному мультфильму исполняется 30 лет

Музыку для мультика «Пластилиновая ворона», который полюбился миллионам людей в нашей стране, написал знаменитый композитор Григорий ГЛАДКОВ. Автор хита вошел в книгу рекордов Гинесса  за издание самого большого количества дисков, пластинок и кассет для детей. Григорий Васильевич сегодня по-прежнему полон творческих идей пишет музыку к сказкам, мюзиклам, а недавно положил на музыку таблицу умножения!

- Мультфильм «Пластилиновая ворона» особенно дорог, потому что это была для меня одна из первых серьезных работ, - рассказывает Григорий Васильевич, - а с Успенским я работал впервые. Мне стихи его сразу понравились, Эдуард гениально переделал басню про «Ворону и Лисицу». Сама идея мультика принадлежит режиссеру Александру Татарскому.  Он подумал, что хорошо бы сделать необычный мультфильм из пластилина!

- Интересно, сколько времени потратили на работу?

- Не так много, хотя пластилиновая техника в те времена была внове. Все лепилось из пластилина, ломалось, снималось по кадрам. А пленку пускали наоборот. Мы так торопились, что Александр Татарский в одном месте чуть-чуть засветил пленку. Он очень переживал, что заметят и по этой причине технического брака мультфильм положат на полку. Поэтому режиссер приготовил очень смешной короткий анекдот. Когда во время просмотра стал подходить этот момент, он быстро рассказал смешную историю членам худсовета, все отвернулись от экрана, захохотали, и не увидели засвеченную дырку. Но потом критики сочли кусочек засвеченной пленки одной из гениальных находок и фишек Александра Татарского. А первый сюжет был снят просто: на самодельном станке, фонограмму писали на магнитофоне «Маяк-203» в Ленинграде, в квартире на улице Восстания, по которой в 1917 году восставшие бежали брать Зимний дворец. Уже позже, когда я был в Америке, узнал, что половина мировых шлягеров записывается именно так - в подвалах, на чердаках. Надо сказать, что  над музыкой я работал тоже не очень долго. Сразу все на душу легло.

Григорий ГЛАДКОВ (фото Марины ВОЛОСЕВИЧ/«Комсомольская правда»)

Григорий ГЛАДКОВ (фото Марины ВОЛОСЕВИЧ/«Комсомольская правда»)

- Слышала, что у вас были проблемы с цензурой?

- Совершенно верно. Дело в том, что мультфильм состоит из трех частей. «Пластилиновую ворону» первыми озвучивали ведущие «Радионяни» - Лев Шимелов и Александр Левенбук. Песню о картинах спел я сам. В «Игре» мы сначала планировали голос Леонида Утесова, и даже нашли актера Арнольда Гумницкого, который мог петь «под него». В мультике присутствовали старинный патефон, ретро-автомобиль. По сути, эту часть мы посвящали своим родителям. Но худсовет это запретил. Тогда песню исполнил Леонид Броневой с мальчиком Алексеем Птицыным. Когда мультфильм увидел председатель Гостелерадио Сергей Лапин, а это был страшный человек для работающих на телевидении, он позвонил и стал буквально орать в трубку: «Кто это сделал? Вы сами то соображаете, что натворили! В советском мультфильме поет группенфюрер СС, руководитель гестапо Мюллер! Это скандал!» Дело в том, что в то же время на телевизионных экранах с громадным успехом шел фильм «Семнадцать мгновений весны», где Броневой играл шефа гестапо. Эти, с позволения сказать, идиоты из художественного совета очень серьезно тысячу раз пожалели, что не пропустили первый вариант с Утесовым. Очень легко представить, какая судьба ждала «Игру», если бы не Эльдар Рязанов. Ему работа очень понравилась. Александр Татарский вылепил Рязанова из пластилина, когда тот представлял мульфильм. О! Это был культурологический шок! Время показало, что все старания не прошли даром. Песни из мультфильма поют и сегодня, их уже переложили на различные музыкальные стили, недавно их исполнял хор Турецкого, и мне это очень понравилось.

- Вашу работу материально достойно оценили?

- За «Ворону» мой гонорар составил 400 рублей (в 1981 году на эти деньги можно было приобрести мебельную стенку, а килограмм мяса стоил два рубля. - М.С.Ш. ). Меня, как начинающего композитора, творческое объединение «Экран» оценило по минимальной ставке.

- Григорий Васильевич, как собираетесь отмечать юбилей любимого всеми нами мультика?

- Планируем сделать большой детский праздник в середине осени. Хотим позвать очень много интересных людей, первых исполнителей «Вороны», актеров, которые работают для детей. Сейчас ищем зал. Такое мероприятие надо проводить в большом и хорошем помещении. Хотелось, чтобы это был Дворец съездов. Дело очень затратное, поэтому сейчас ищем спонсоров. На собственные средства такое не осилить, а слабо делать мы не хотим.

Григорий ГЛАДКОВ (фото Марины ВОЛОСЕВИЧ/«Комсомольская правда»)

Григорий ГЛАДКОВ (фото Марины ВОЛОСЕВИЧ/«Комсомольская правда»)

Справка

Григорий Гладков - академик Детской Телевизионной Национальной Академии, член московского профкома драматургов, член Российского авторского общества (РАО), лауреат премии Фонда развития детского кино и телевидения имени Ролана Быкова, лауреат литературной премии Чуковского (вместе с поэтом Александром Кушнером, Санкт-Петербург), лауреат высших наград в области радио и телевидения в России - «Радиомания» и «Тэффи». Был автором музыки к популярнейшей детской телепередаче «Будильник». Многие произведения Гладкова Г.В. стали классикой. Это музыка к мультфильмам и сказкам: «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег», «По щучьему велению», «Вера и Анфиса», «Следствие ведут Колобки», «День открытых зверей», «Приключения Незнайки и его друзей», «Винни- Пух», «Кошкин Дом», «Приключения Буратино», «Красная шапочка», «Про Федота- Стрельца», «Трям, здравствуйте!», «Пой, Вася!», «В коробке с карандашами», «Весёлая Детскотека», «Сказки старого волшебника».

 Григорий Гладков - один из создателей кантри-группы «Кукуруза», которая номинировалась на самую престижную премию в области музыки в США «Грэмми».