Партнёрша спасла Макса Транькова от смерти

Герои чемпионата по фигурному катанию могли и не добраться до Москвы

Татьяна ВОЛОСОЖАР и Максим ТРАНЬКОВ родились в рубашке

Татьяна ВОЛОСОЖАР и Максим ТРАНЬКОВ родились в рубашке

Герои чемпионата по фигурному катанию могли и не добраться до Москвы

В этот союз мало кто верил. Когда Максим ТРАНЬКОВ сообщил, что будет кататься в паре с украинкой Татьяной ВОЛОСОЖАР, его знакомые покрутили пальцем у виска.

- Посмотрим, что вы скажете через год, - с вызовом сказал им Макс.

После блестящего выступления новой пары на чемпионате мира в Москве вчерашние скептики прикусили языки и расточают серебряным медалистам комплименты.

Наверное, они родились в рубашке. Волосожар и Траньков в день страшного землетрясения, которое потрясло всю Японию, находились там - решили провести в Фукуоке тренировочный сбор перед чемпионатом мира. Прилетели в Токио, сели в скоростной поезд и через 15 минут вдруг увидели необычную картину.

На краю от гибели

- Я обомлела, - рассказывает тренер российской пары Нина Мозер. - Поезд остановился, я поглядела в окно и увидела, что не только деревья, но и столбы качаются! С полок вагона начали падать вещи. Попробовала позвонить по мобильнику - связь прервалась. Как позже выяснилось, в Москве уже сообщили про землетрясение, родные и близкие принялись нам названивать, но телефоны не отвечали. Я представляю, какие мысли у них пронеслись в голове! Наш состав специально остановили, чтобы избежать худшего. Связи не было пять часов. Уже потом питерский фигурист Сергей Воронов, который находился в Фукуоке, дозвонился до Транькова, и мы поняли, что произошло. Четыре поезда, которые ушли из Токио по другим маршрутам, вообще исчезли - видимо, попали в зону взрывов. Мы с Таней и Максом хотели вернуться в Россию на следующий день, но билетов не было. В результате остались и провели сбор.

Не менее яркие впечатления о японской катастрофе остались в памяти Максима Транькова, давшего интервью «Экспресс газете» буквально через час после восхождения на пьедестал.

- Когда поезд остановился, мелькнула мысль: зачем нас сюда понесло, лучше бы сидели в Москве! - говорит Макс. - Мы же отправились в Японию за десять дней до старта чемпионата. Другие фигуристы сборной России остались дома. Нам предложили два места для сборов - Фукуока, на юге Японии, и Игава, на севере. Уже склонялись к второму варианту, но моя партнерша сказала, что в Игаву не поедет, там очень холодно. Женская интуиция ее не подвела - катастрофа стерла с земли этот городок. Так что Таня спасла и себя, и всю нашу группу.

- Кто у вас лидер в паре?

- Не знаю. На предыдущем чемпионате мира, где я выступал с другой партнершей - Машей Мухортовой, мы заняли четвертое место, а Волосожар со Станиславом Морозовым - шестое. Ну и что? Мы не выясняем, кто из нас круче. Мне с Таней комфортно, мне интересно с ней работать. Кто-то из ваших коллег написал, что Волосожар - лучшая партнерша в мире. Может, и так. Правда, я не катался еще с Аленой Савченко (смеется). Думаю, Робину Шелковы тоже повезло с партнершей. Видите, как получилось в Москве: одна фигуристка с Украины помогла завоевать «золото» для Германии, а другая - «серебро» для России.

Любовные треугольники

- Неужели на Украине рождается так много одаренных фигуристок? Больше, чем в России?

- У них сейчас настоящий кризис. Катков нормальных нет, тренеры почти все разбежались. Когда Таня каталась со Стасом, они тренировались в Германии, у знаменитого Инго Штойера. Подходящего партнера на Украине Волосожар себе точно не нашла бы. (Станислав Морозов, которому уже 32 года, решил закончить карьеру и переквалифицировался в тренеры. - С. Я.) Помните Юлю Обертас, которая выступала в паре с Сергеем Славновым? Она тоже родилась на Украине, но была вынуждена перебраться в Россию. Так что у братьев-славян с фигурным катанием полный швах. Да что там Украина, мне Алена Савченко рассказывала, что в чемпионате Германии выступали всего три пары! Вышел на лед - уже призер. Бывали сезоны, когда там соревновались вообще два дуэта! Я удивляюсь, как при такой «конкуренции» Савченко и Шелковы не расслабляются, сохраняют мотивацию. А у нас в парном катании на чемпионате России-2011 была такая заруба, что врагу не пожелаешь. Семь пар претендовали на призовые места.

- На чемпионате в Москве Савченко и Шелковы установили мировой рекорд, набрав в сумме 217, 85 балла. Вы видели их произвольную программу?

- Нет. Решил не отвлекаться. Стас Морозов сказал, что это было безошибочное катание. Когда они в такой форме, выиграть у немецкой пары практически нельзя. На сегодняшний день мы с Таней очень рады своей серебряной медали. На такой успех в первом же сезоне не рассчитывали. Но аппетит приходит во время еды. В следующем году второе место нас может и не устроить.

- Прошлой весной вы со скандалом ушли от маститого тренера Олега Васильева. Сейчас, после восхождения на пьедестал, вам ничего не хочется ему сказать?

- Олег Кимович за весь чемпионат в «Мегаспорте» так и не появился. Во всяком случае, я его не видел. А если бы встретил... Наверное, сказал бы «здравствуйте», спросил, как дела. Пожал бы руку? Не уверен.

Васильев и в самом деле на чемпионат мира не приехал. Недавно он признался, что его новая пара Мария Мухортова - Жером Бланшар, с треском провалившая чемпионат России (седьмое место), скорее всего, распадется. Во-первых, француз понял, что не тянет, не соответствует уровню партнерши. Бланшару гораздо выгоднее выступать не в любительском спорте, а в ледовых шоу. Во-вторых, Васильев разругался с Валентином Писеевым, и Федерация фигурного катания России в долгу не осталась - титулованный наставник перестал быть тренером сборной, его ставку отдали другому.

Если паре Волосожар - Траньков федерация во всем помогает, в том числе материально, то подопечным Васильева не перепадает ни копейки. В таких условиях рассчитывать на что-то серьезное нереально. А найти нового партнера Мухортова пока не может.

По словам Транькова, проблемы бывшей партнерши его сейчас не интересуют. Но в свое время Машенька Мухортова очень волновала 18-летнего Максима. Парень из Перми, перебравшийся в Петербург, катался тогда в паре с Наташей Шестаковой. На том же самом катке тренировались 16-летняя Мухортова и ее партнер Павел Лебедев. Максим начал оказывать Маше знаки внимания. Лебедев не стерпел и предупредил соперника: мол, отвяжись по-хорошему. Дошло до драки. Ну, а кончилось тем, что партнером Мухортовой вскоре стал Траньков. И они выиграли чемпионат мира среди юниоров.

Когда Маша с Максимом перешли под крыло Олега Васильева, опытный тренер через некоторое время стал любовником Мухортовой. Траньков почувствовал себя третьим лишним.

Четыре тренера, пять хореографов!

- Вам не кажется, что ситуация повторяется? - поинтересовался я у Максима. - Гражданский муж Татьяны Волосожар - один из ваших тренеров. Логично предположить, что, если между вами и Таней возникнет конфликт, Станислав Морозов наверняка поддержит ее.

- Я это понимаю. Но, кроме Морозова, есть еще Нина Мозер. Стас - ее помощник. Так что Нина Михайловна у нас как громоотвод. К тому же пока я не замечал со стороны Морозова предвзятого отношения. А вот у Васильева это проявлялось постоянно. К тому же я не один в Москве, со мной живет девушка Саша. Она в цирке работает, воздушная гимнастка. Мы давно знакомы, и нас многое связывает.

- Морозов сказал, что у него нет машины. Как же он передвигается по Москве?

- А мы живем в десяти минутах ходьбы от катка. На Волгоградском проспекте. Станислав - с Татьяной, а я - с Сашей, в одном доме. Если ему надо выбраться куда-то ближе к центру, я его отвожу на своей машине.

- С Мозер вы работаете без контракта?

- Да, мы ничего не подписывали. Если честно, я не воспринимал Нину Михайловну как серьезного тренера, до этого она работала в основном с юниорами. Я думал так: назову ей свои условия, если не согласится - разбегаемся в разные стороны. А она меня удивила, сыграла на опережение. При первой же нашей встрече сама перечислила все, о чем я собирался ее просить. Сказала, что все это будет. И с российским гражданством Татьяны вопрос решился очень быстро. Мозер продумывает каждую мелочь. Так что серебряная медаль чемпионата мира принадлежит не только нам с Таней. Вообще за этот сезон с нами работали пять разных хореографов и, кажется, четыре тренера. Даже боюсь кого-то забыть. Им всем - большое спасибо.

- Верно ли, что ваше сотрудничество с Ниной Мозер было рассчитано только на один год?

- Да. Мы ведь не знали, чем закончится этот эксперимент. Но лично у меня есть желание его продолжить.

КСТАТИ

Траньков дружит со швейцарским фигуристом, двукратным чемпионом мира Стефаном Ламбьелем, который нынче переквалифицировался в телекомментаторы. Незадолго до чемпионата мира выяснилось, что Татьяне и Максиму надо срочно поменять ботинки - старые, американские, стали очень мягкими. С новой обувкой помог Ламбьель. Ее оперативно доставили из Швейцарии.



автор