От Древнего Рима до наших дней: удивительная история лифта
Вы представьте себе, как бы люди без него забирались на этажи, находящиеся на высоте в 500 метров. Да что говорить, пешком подняться даже на 9 этаж - это уже можно назвать интенсивной тренировкой для сильных духом. Итак, пора спуститься на первый этаж и посмотреть, как развивались лифы с древних времен и до наших дней.
Этаж первый. Когда появился лифт?
Сказать, когда появился первый лифт, очень трудно. Но идея о механизме, способном поднимать грузы и людей, возникла не одну тысячу лет назад. Возможно, первый такой проект, воплощенный в жизнь, появился в древнем Египте, иначе как объяснить древние пирамиды? Но пока что эта теория не подтверждена. Зато первый прототип лифта возрастом около 2000 лет археологи обнаружили в древнеримском городе. Позже в других полисах древнего Рима были найдены похожие конструкции. Археологи пришли к выводу, что, в основном, первые подъемные приспособления использовали, чтобы транспортировать блюда с нижнего этажа, где была кухня, на верхний, в столовую. Менее гуманным применением лифта был подъем на арену Колизея хищников и гладиаторов.
Этаж второй. Подъемные устройства средневековья
В средневековье потребность в подъемных механизмах становилась только больше. Тогда новой отличительной чертой лифтов стала используемая сила. Для подъемных установок стали использовать в качестве «тягачей» животных или специальные грузы. В это время начинается настоящий расцвет подъемных механизмов: в крепостях появляются подвесные мосты, подъемные решетки. А лифты начинают использовать уже не для того, чтоб блеснуть чудом инженерии, а чтобы транспортировать массивные грузы и людей на верхние этажи зданий. Однако построить такую конструкцию стоило немалых денег, поэтому встретить лифт можно было только в самых богатых дворцах, поместьях и монастырях. Один из механизмов, сохранившихся до нашего времени, находится в аббатстве Франции. Исследования историков показывают, что его построили аж в 1203 году.
Этаж третий. Развитие лифтов, уже похожих на современные
С наступлением XVII века произошел резкий скачок в механике. В устройство лифтов все больше стали внедряться системы из гирь и блоков, что значительно уменьшало силу, которую надо было прилагать к механизму. Однако от использования живой силы в качестве двигателя все еще не отказались. Например, лифт, построенный в 1743 году в Версальском дворце, работал исключительно за счет действий слуг. При этом немалые усилия нескольких человек давали не самый впечатляющий результат: лифт использовался всего лишь для перемещения монарха между двумя этажами. А в 1795 году первый подъемник появился и в Российской Империи. Его изобретателем считается Иван Кулибин. Его модель отличалась от других тем, что в движение ее приводил механизм из двух ходовых винтов и специальных гаек. Для обслуживания конструкции требовался один или два человека, но функциональностью лифт похвастаться не мог. Дело в том, что сама движущаяся платформа представляла собой небольшое кресло. Тем не менее, изобретение Кулибина снискало ему славу и дало популярность в высшем обществе.
Когда люди научились использовать пар, технология лифтостроения тоже пережила модернизацию. От эксплуатирования живой физической силы, естественно, отказались. Подъемники стали все чаще использоваться, а инженеры совершенствовали установки ради удобства и безопасности. Пожалуй, наиболее значимым событием на этом этапе истории стало изобретение безопасного тормоза. Его впервые продемонстрировал в 1852 году Элайша Грейвс Отис. Естественно, такой скачок в вопросе безопасности произвел фурор.
Этаж последний. Верх технологии
С появлением электричества многие изобретения вышли на абсолютно новый этап развития. Новый лифт, работавший за счет тока, появился в 1880 году. Изобретение поразило всех: некогда медлительные подъемные платформы теперь стали двигаться со скоростью два метра в секунду. Именно после этого прорыва в инженерии высота строящихся зданий стала ограничиваться лишь надежностью постройки.
По мере распространения лифтов появилась необходимость и в профессии своеобразного “водителя” подъемника. Не стоит думать, что работа эта была простая, мол “просто нажимать на кнопочки”, ведь поначалу “кнопочек” в лифтах не было. Был лишь регулируемый реостат, связанный с мотором. Задачей лифтеров было управлять им и контролировать спуск и подъем конструкции. Причем это тоже не такое простое занятие, как может показаться: умение остановить лифт так, чтобы его пол был вровень с этажом требовало опыта и сноровки. Профессия прижилась, и даже после полной автоматизации конструкций лифтеры продолжали работать. Все закончилось в один момент, когда в 1945 году лифтеры Нью-Йорка вышли на забастовку из-за низких зарплат. Вместо прибавки они получили увольнение, а профессия за ненадобностью перестала существовать. А жаль, ведь у нее был свой шарм.
В наше время может казаться, что технология лифта уже достигла своего пика и ничего нового изобретатели в привычную нам “движущуюся кладовку” привнести не могут. Однако спешим вас удивить, недавно в Берлине завершили строительство небоскреба, в котором подъемники не имеют троса, а работают на магнитной подвеске. А еще они способны двигаться не только вверх или вниз, но и в бок и даже могут поворачиваться на ходу.