Кто такой Толстой-Американец: история графа, который сделал все наоборот
Дерзкий офицер
Как и большая часть юношей, ведущих свое начало из именитых дворянских родов, Федор Иванович пытался построить карьеру военного. Стоит сказать, что поначалу выходило у него неплохо: он с блеском окончил Морской кадетский корпус, а сила и ловкость позволили ему стать прекрасным фехтовальщиком и стрелком. После обучения его приняли в элитный по тем временам Преображенский полк. Это можно было назвать триумфом, но характер молодого графа сыграл с ним злую шутку. В один из дней июня 1803 года Толстому вместе с сослуживцами полагалось быть на смотре полка. Но также в этот же день должно был состояться первый в России подъем на воздушном шаре. Вопреки приказам командования Федор Иванович отправился взглянуть на чудо инженерной мысли, из-за чего опоздал на смотр. Естественно, подобная оплошность была непростительна и полковник отчитал своего подчиненного при сослуживцах. Чувствуя себя публично опозоренным, Толстой решил ответить тем же и плюнул в лицо командиру. Это привело к дуэли, и хоть Федор Иванович и вышел из нее победителем, его уже ждал суд.
В кругосветку — от суда
Но молодому авантюристу, конечно же, не сильно нравилась идея оказаться на скамье подсудимых. И придуманный им способ избежать наказания может охарактеризовать его во всей красоте и полноте. Толстой попал на корабль, отправляющийся в кругосветное путешествие, капитаном которого был легендарный Иван Федорович Крузенштерн. Ради этого графу даже пришлось прикинуться своим двоюродным братом, благо, их инициалы полностью совпадали, а репутация тезки была беспрекословной.
Во время путешествия Федор Иванович умудрился повздорить со всеми членами экипажа, в том числе с капитаном. После очередной проделки Толстого, Крузенштерн окончательно потерял терпение и он отдал приказ высадить графа. Так судьба занесла авантюриста на Камчатку.
Американец
Кажется, будто жизнь этого человека — это сюжет приключенческого фильма. Но все, что было рассказано выше — это еще не самое интересное. Толстой, оставшийся на Камчатке, не стал унывать. Предоставленный сам себе, он отправился на проходившем мимо корабле на один из островов Алеутского архипелага. Там он столкнулся с аборигенами, но сумел настолько их впечатлить, что его признали вождем племени. Одна из теорий гласит, что подобный авторитет Федор Иванович заслужил среди местных благодаря своим многочисленным татуировкам. Именно после этих фантастических событий граф получил в обществе прозвище «Американец». Он сделал их во время кругосветного плавания. Однако самопровозглашенным монархом Толстому стать было не суждено: вскоре его подобрало торговое судно, идущее в Петропавловск. Оттуда наш герой проделал долгий путь на перекладных до самой столицы.
Оправдан
Годы странствия изменили графа, но не отношение к нему. Император не забыл скандала, устроенного Толстым ранее, и узнав о прибытии беглого военного, отправил его на гауптвахту. Федор Иванович нашел выход и из этого положения: ему удалось восстановить старое знакомство с легендарным князем Долгоруковым и поступить к нему на службу адъютантом. Вскоре Толстому удалось доказать на деле, что решение князя было верным. Во время русско-шведской войны он высказал безумное предположение, что гарнизон противника, стоящий около моря, не может ожидать нападения со стороны воды. Стояла холодная зима и залив был покрыт толстым льдом. Авантюрная атака русского десанта, перешедшего замерзший залив, привела к триумфальной победе. Естественно, после подвига Толстой был помилован. Войну 1812 года Федор Иванович встретил рядовым добровольцем. Пройдя весь путь от Бородинского поля до столицы Франции он дослужился до звания подполковника и был удостоен Георгиевского ордена IV степени.
Бретёр
После войны жизнь графа вернулась в привычное русло. Главной страстью Толстого стали карты и дуэли. Это вполне логично, ведь из одного увлечения Федора Ивановича вытекало другое. Все дело в том, что азартным играм он предавался со всей страстью и не гнушался шулерства. Естественно, быть не пойманным он не мог, из-за чего дуэли стали обычным делом графа, которому он тоже отдавался с упоением. В свое время он даже стал бретером — человеком, за деньги выходящим на дуэли в качестве одного из оппонентов.
При этом его дом стал настоящим оплотом для интеллигенции. Его частыми гостями были Пушкин, Жуковский, Грибоедов и Вяземский. Именно Федор Иванович стал прообразом персонажа Сильвио в повести «Выстрел», а также Зарецкого в произведении «Евгений Онегин». Позже в своем великом произведении «Война и Мир» в образах Долохова и Турбина его увековечил и Лев Николаевич Толстой.
Как бы противоречиво это не прозвучало, но старость Федор Иванович встретил будучи образцовым семьянином и крайне набожным человеком. Правда, не проявить оригинальность он и тут не смог: вопреки графскому титулу он избрал себе в жены цыганскую танцовщицу, не имеющую никаких регалий.
В браке Толстовых царила абсолютная гармония: супруга спокойно воспринимала выходки мужа и сумела подарить ему 12 детей. К сожалению, до 18 лет дожила только дочь Прасковья, оставшаяся последней из всех братьев и сестер. Смерть каждого из детей для Федора Ивановича стала тяжелым ударом. Позже он раскаивался, что на дуэлях он отнял жизнь у 11 оппонентов, и смерть 11 детей стала возмездием за его грехи.