Иван Ургант: Чтобы узнать, кто играет Высоцкого, я ворвался к нему в гримёрку

В титрах фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» не будет фамилии главного актёра

В титрах фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» не будет фамилии главного актёра

Идея снять полнометражный фильм о Владимире Высоцком будоражила умы режиссеров много лет. И вот зрители, наконец, увидят плоды пятилетней работы. Фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» должен был выйти на большие экраны еще 25 июля этого года, однако премьеру перенесли на 1 декабря.

Картина стала первым художественным фильмом о Высоцком. В основе сюжета - реальные события из жизни поэта, которые произошли 1979 году, когда на гастролях в Узбекистане у артиста остановилось сердце. В картину также вошли некоторые сцены и события, взятые из других эпизодов жизни Владимира Семеновича, – в другом месте, в другое время.

- Эту историю мне рассказал Сева Абдулов сразу после того, как отец умер, - рассказывает сын поэта Никита Высоцкий. - И я с ней жил 25 лет. Я не знал, что это будет - киносценарий, художественная книга об отце или спектакль, но она меня очень зацепила. И вот пять лет назад Константин Эрнст предложил мне писать сценарий игрового фильма об отце.

Для картины задействовали автомобили советской эпохи

Для картины задействовали автомобили советской эпохи

К тому времени было снято сотни три документальных фильмов о Высоцком, каких-то передач, телевизионных проектов, выпущены десятки, если не сотни книжек мемуарного характера, тысячи интервью. Это делали примерно одни и те же люди. Они просто ходили по кругу и к тому времени - пять лет назад - эта документально-мемуарная шахта была уже полностью выработана, искать там было уже нечего.

Изначально режиссером картины должен был стать Александр Митта, который дружил с Высоцким. Однако, потом решили, что лента не должна быть ностальгической. Это должен быть фильм сегодняшний, адресованный в первую очередь молодому поколению. В итоге место режиссера занял молодой Петр Буслов («Бумер», ситком «Наша Russia»). Бюджет фильма составляет около $12 миллионов.

Иван УРГАНТ

Иван УРГАНТ

75-градусная жара

Чтобы получить в кадре ретро-эффект для съемок фильма, использовали раритетные советские объективы, позволяющие получить особую глубину и красочность кадра. Было важно передать и дух эпохи. Так, квартира Высоцкого полностью обставлена аутентичными предметами из обихода поэта, предоставленными музеем Высоцкого на Таганке.

В поисках подходящей натуры и объектов группа объездила практически весь бывший Союз.

Съемки проходили в Узбекистане, России, Белоруссии и Казахстане. Узбекский аэропорт образца 79-го года нашли в Бресте, он до сих пор выглядит точно как в конце 70-х – начале 80-х. Узбекистан оказался настоящим раем и для костюмеров с реквизиторами. У населения нашлись не только выходные костюмы и вечерние платья тех времен, но и, например, старые автомобили. В фильме появится и настоящий советский самолет «АН-12» 60-х годов выпуска, настоящий «Черный тюльпан», перевозивший из Афганистана в Союз печально известный груз 200.

ОБраз ВЫСОЦКОГО воссоздали с помощью сложнейшего грима

Образ ВЫСОЦКОГО воссоздали с помощью сложнейшего грима

Специально была создана точная копия «Мерседеса», на котором ездил Высоцкий. Чтобы добиться полной исторической достоверности, продюсеры фильма подняли архивные документы и заказали точно такой же автомобиль. Затем был проведен рефит, восстановлено лако-красочное покрытие, и прочее.

А вот с узбеками пришлось туго. Оказалось, что в Белоруссии почти нет иностранцев. Ни на рынке, ни на стройке продюсеры, как ни странно, не обнаружили ни одного представителя солнечной республики. А для съемок ведь нужна атмосфера ташкентского аэропорта...

Трехнедельные павильонные съемки в Москве, проходившие летом 2010 года, совпали с пиком жары. В это время не снимала ни одна московская группа, все съемки были остановлены, кроме «Высоцкого». На улице в это время было 42 градуса, в павильоне – 60, а в момент, когда включали рубильник, температура за минуту возрастала до 75 градусов. При этом артисты снимаются в гриме и ко всему прочему на них светили приборы.

- В павильонах от жары перегорели кондиционеры, - вспоминает Петр Буслов. - Но мы забывали обо всем – так хотелось снимать. Я помню, невероятное количество дублей, которое мы тогда делали, потому что всем хотелось, чтобы получилось. А актеры были такого уровня, что вполне могли позволить себе сказать: «Два-три дубля и все, я свое дело сделал». Но всех объединил какой-то удивительный творческий запал.

Оксана АКИНЬШИНА

Оксана АКИНЬШИНА

Силиконовый Высоцкий

Создатели фильма до сих пор держат в тайне, кто сыграл роль Владимира Семеновича. Известно, что на роль пробовалось несколько актеров, среди которых были Владимир Вдовиченков, Владимир Машков, Сергей Безруков и даже Никита Джигурда. Однако поклонники сходятся к мысли, что главную роль все же исполнил Безруков, сыгравший в разное время Пушкина и Есенина.

- Я пришел в проект, когда уже шел кастинг, который проводил Петр Буслов, - поделился Иван Ургант, сыгравший в картине Всеволода Абдулова. - До этого слышал от своих приятелей, что кто-то еще пробовался. А потом пригласили меня. И вдруг вышел Владимир Семенович Высоцкий и стал со мной общаться. На пробах мы играли сцену в самолете, первое появление в фильме моего героя. Человек, который играл Высоцкого - я до сих пор не знаю, кто это. Я так хотел узнать это, что однажды ворвался в гримерку без стука. Там какая-то женщина седая и без одежды стояла спиной, и я сразу выбежал.

- Мы не называем фамилию актера и не пишем ее в титрах именно для того, чтобы там не было никого, чтобы это был образ Высоцкого. Повторяю: образ. Максимально похожий на него. Это не клон, не двойник, это художественный образ, созданный с помощью современных технологий, - говорит Никита Высоцкий.

Оксана АКИНЬШИНА

Оксана АКИНЬШИНА

Создателям фильма пришлось порядком постараться, чтобы актер в кадре был максимально похож на  Высоцкого. Технологии CGI и уникальный силиконово-пластиковый грим помог приблизить исполнителя к полному физическому сходству с поэтом. В качестве эскизов для грима использовались около 500 фотографий из архива артиста. А с помощью последних цифровых технологий, удалось найти нужные интонации максимально идентичные с голосом Владимира Высоцкого.

Работа над образом происходила так. Сначала была изготовлена точная копия лица актера. На этой модели создали тончайшую скульптуру из скульптурной массы - воска, пластилина и другого скульптурного материала - и воссоздали нужное лицо, но другое по антропологии. При этом были соблюдены все нюансы мимики, заложены поры, морщинки. Затем с готовой скульптуры сняли форму, в которую залили сложный многокомпонентный силиконовый состав. В результате получился комплект пластических деталей. Грим героя - не маска. Таких форм и деталей несколько: нижняя часть, нос, лоб - все отдельно. Грим актера ежедневно занимал четыре часа и еще полтора часа уходило на то, чтобы его разгримировать.

Сергей БЕЗРУКОВ

Сергей БЕЗРУКОВ






За что получил орден Красной звезды Глеб Жеглов из фильма «Место встречи изменить нельзя»
«Его во мне раздражало,что я такой везунчик»: звезда «Места встречи изменить нельзя» Конкин раскрыл детали конфликта с Высоцким