Кого на Руси считали ведьмами и как с ними боролись

ведьмы
Какие ассоциации у вас вызывает слово «ведьма»? Уверены, что большинство людей сразу же представляют средневековье, тайную магию, сжигание на кострах, виселицу и прочие расправы. Но на Руси не принято было охотиться за ведьмами с вилами и сжигать их на костре. Значит ли это, что ведьм и колдунов не было вовсе? А если они были, то как им жилось в те времена на нашей земле?

Кто считался ведьмами

«ведьмы2»
 

К колдунам и ведьмам на Руси относили всех, кто обладал «тайными» знаниями или необычными способностями, то есть были знахарями, гадалками, ясновидящими и тд. В отличие, например, от Германии или Испании, на Руси нестандартная внешность или странное поведение не были поводом для того, чтобы человека обвинили в колдовстве и приговорили к казни.

Как к ведьмам и колдунам относились на Руси

ведьмы-3
 

Простые люди ведьм и колдунов уважали и шли к ним за помощью при необходимости. Считалось, что только ведьма может вылечить как людей, так и домашний скот. И даже спасти урожай! Часто колдуньи даже не обращались за помощью к духам и прочей потусторонней силе — им достаточно было знать о свойствах разных видов трав и минералов.

Несмотря на то, что православие не приветствовало страшные расправы над людьми даже за колдовство, магия все же порицалась и считалась делом греховным. Но в отличие от европейских стран, на Руси на таких людей не охотились, если те в свою очередь не посягали на соперничество с Церковью и не использовали в своих обрядах церковные атрибуты. А вот если в обрядах все же использовалась Библия или иконы, ведьму могли обвинить в ереси.

К слову, еретиков на Руси не принимали вовсе и сгорело их на костре в те времена больше, чем всех ведьм и колдунов вместе взятых. Вспомнить хотя бы старообрядцев, не принявших новые церковные законы. Однако на Руси вместо столба и хвороста использовали деревянный сруб, где могли за раз сжечь сразу несколько человек, не устраивая представлений с сожжением по одному.

Если ведьма причиняла вред здоровью человека или животного, или по ее вине пропадал урожай, ни церковь, ни светский суд не могли вынести ей оправдательного приговора. Часто до официального суда дело даже не доходило и люди устраивали самосуд: сжигали виновницу заживо в доме, топили или забивали до смерти. В случае, если ведьма все же доживала до официального суда, то сначала ее дело рассматривали представители власти, а уже после Церковь.

Истории из жизни ведьм

ведьмы-4
 

Крестьянка Марфа Королева

В 1752 году крестьянку обвинили в том, что она навела порчу на одного барина за то, что тот выпорол ее хорошего знакомого плетьми. Девушка заговаривала землю, где остался след барина. Марфа желала ему страшной болезни и скорой смерти.

Позже крестьянка рассказала и о других преступлениях, например о том, что заговаривала воду, чтобы одна из дворовых девок всегда пребывала в плохом настроении, а также она произносила заговор и на неурожай, что считалось самым страшным преступлением.

Однако власти решили, что не в их компетенциях судить о таких злодеяниях, как заклинания и порчи, и отправили девушку в церковный суд. Ведьму приговорили к сожжению, но из-за того, что Церковь не имела прав казнить человека, Марфу отправили обратно в светский суд. На этом ее следы теряются. Однако говорят, что девушка отделалась поркой плетьми, так как в те времена за колдовство на костре уже не сжигали.

Золотошвейка Дарья Ломанова

ведьмы-5
 

Вторая супруга государя Михаила Федоровича Романова Евдокия Стрешнева до ужаса боялась сглазов, порч и заговоров на смерть и болезнь и постоянно искала символику такого колдовства. Государыня подозревала всех своих слуг и в случае нахождения булавок или пучков волос на своем пути, тут же принималась читать молитвы и сжигать найденные колдовские атрибуты под аккомпанемент псалмов.

Казалось, это больше похоже на паранойю, но однажды опасения Евдокии Стрешневой подтвердились. Золотошвейку Дарью Ломанову увидели в компании с незнакомой женщиной, Дарья попыталась скрыть эту встречу от государыни, дав взятку всей прислуге за молчание. Но это ей не помогло. Вечером девушка выкрала ткань, которая предназначалась для шитья рубах царским детям, покрылась ей с головой и уехала в неизвестном направлении. Об этом сразу же было доложено государыне, после чего арестовали и Дарью, а вместе с ней и ее ближайшую подругу Авдотью Ярышкину. Девушка поначалу не признавалась и уверяла, что ткань была украдена для наживы, а уехала она к любовнику. Однако после пыток ведьма во всем призналась.

Дарья рассказала, что тайком ходила за царицей по пятам и посыпала ее следы пеплом. Но этих признаний оказалось мало и девушек повесили на дыбы, вывернув им руки. После таких пыток Дарья рассказала еще и про некую ворожейку Настасьицу, которая и научила Ломанову колдовству. Вскоре в подвале для пыток оказалась и эта колдунья. Настасьица призналась, что она помогает в делах любовных — как заговоры делает на любовь, так и сдает местечко для любовных утех. А Дарья как раз приезжала к ней со своим любовником провести вечера. Но таких показаний было недостаточно. После пыток Настасьица призналась, что обучила Ломанову посыпать следы пеплом и сжигать царскую ткань, чтобы навредить здоровью царской семьи.

Но даже этих признаний не хватило и спустя некоторое время девушки выдали еще несколько своих поддельниц. Но те ни в чем не признались и дело на этом было закрыто.

Однако в 1639 году на царскую семью будто бы снова навели порчу: сначала умер маленький царевич Иван, а после его брат Василий. Дарью Ломанову с ее «коллегами» снова привели на допрос. Две девушки не выдержали пыток и скончались, а всех остальных по итогу отправили пешком в Сибирь.

О чем говорят все эти истории? О том, что на Руси не сжигали людей направо и налево и не устраивали умышленные гонения на ведьм и колдунов в отличие от Европейских городов и каждый человек отвечал за свои поступки по заслугам.