Первый стриптиз на экране, трудности с Мироновым и борьба с Госкино: как Гайдай снимал «Бриллиантовую руку» вопреки всему

Андрея Миронова не хотели брать в картину, а Юрий Никулин вовсе не верил в успех комедии Гайдая

Каждый год как минимум один раз мы все попадаем на трансляцию по телевизору бессмертного хита Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Комедия давно превратилась в новогоднюю классику, однако на самом деле съемки этого кино стартовали в 1968 году весной, и к зиме история не имеет никакого отношения. Просто лента давно превратилась в семейный фильм, который с удовольствием смотрят как дети, так и взрослые.

Между тем та «Бриллиантовая рука», которую мы знаем и любим, могла и не получиться. Помимо того, что кинематографисты в то время относились к Гайдаю не очень тепло, сама идея ленты о контрабандистах казалась странной. За примером далеко ходить не надо. Даже Юрий Никулин, исполнитель главной роли в «Бриллиантовой руке», весьма скептично относился к идее режиссера.

Фильм по тем временам был более чем смелый. На заседании членов комиссии Госкино творилось что-то невообразимое, когда в конце ленты внезапно произошел ядерный взрыв. Находчивый Гайдай правильно просчитал ход мыслей начальства, и те, попросив поменять последние минуты ленты, забыли про предыдущие правки.

А наснял Гайдай много чего. Так, к примеру, в «Бриллиантовой руке» впервые был показан стриптиз, исполненный Светланой Светличной. Да и непривычно советскому зрителю было смотреть на представительницу древнейшей профессии – помните тот эпизод с «руссо туристо облико морале»? Пьяные танцы Никулина, контрабанда золота и бриллиантов, высмеивания домоуправов… Перечислять новаторские ходы Гайдая в этом фильме можно долго.

Однако надо сказать, что съемочный процесс был не из легких, и режиссеру, конечно, пришлось намучиться. Так, к примеру, в те времена Андрея Миронова воспринимали как представителя «золотой молодежи» и роль Козодоева, по-хорошему, ему не светила. А когда артист все же попал на съемочную площадку, то начались уже другие проблемы. Дело в том, что Миронова терпеть не могла Нонна Мордюкова и часто во время работы над лентой набрасывалась на него. Андрей Александрович, в свою очередь, с удовольствием исправлял реплики коллеги всякий раз, как она ошибалась. Можно представить, что творилось на площадке.

«За границу» в ленте снимали в Баку, и это отдельная история. Стоит отметить разве что только то, как же трудно приходилось Миронову в кадре. Для его персонажа в валютной «Березке» взяли костюм по западной моде. Вот только оказалось, что наряд не пропускает воздух и создает парниковый эффект. А на улице 40-градусная жара. Так что тот эпизод, в котором Миронов-Козодоев бегает по якобы стамбульским улочкам, снимали целых 10 часов.