«Семнадцать мгновений весны»: интересные факты о сериале

«Семнадцать мгновений весны»: интересные факты о сериале
Сериал рассказывал о советском разведчике, который был внедрен в высшие эшелоны власти нацистской Германии. Его премьера была запланирована ко Дню Победы, но ее отложили и-за визита Леонида Брежнева в ФРГ. «Семнадцать мгновений весны» настолько сильно полюбился зрителям, что его посмотрели более 200 млн зрителей. Рассказываем несколько интересных фактов о легендарном телефильме.

Когда сериал шел по телевизору, в это время было максимальное электропотребление, минимальное потребление воды и снижение уровня преступности

Немецкий журналист писал: «Когда Штирлиц идет по улицам Берлина, улицы Москвы пусты». И правда, когда сериал шел по телевизору, все люди примыкали к экранам, об этом даже свидетельствуют данные ЖКХ и криминальных сводок! Именно в этот час люди потребляли много электроэнергии и мало воды. А преступники тоже затихали, наблюдая за историей Штирлица.

Режиссер сериала не видела свое творение целиком

Зато Татьяна Лиознова получила орден дружбы народа «за участие в создании фильма»

Жена Штирлица появилась не по сценарию

Фрагмент из фильма «Семнадцать мгновений весны»
Фрагмент из фильма «Семнадцать мгновений весны» 

Изначально наличия жены у Штирлица в сериале не предполагалось. Но друг Тихонова рассказал ему, что иногда родных привозили для свидания со шпионами. Тихонов рассказал это режиссеру, а она решила, что жена — это отличная идея, к тому же придаст фильму драматизм, который так нравится публике.

От взгляда Штирлица советские женщины краснели, а он в это время думал о таблице умножения

Элеонора Шашкова, сыгравшая жену Штирлица, однажды сказала, что никак не могла справиться с ролью, пока на площадке не появился Тихонов. Она только посмотрела ему в глаза и дубль оказался удачным. А Тихонов в свою очередь признавался, что в этот момент вспоминал таблицу умножения.

Ребенок мог бы затмить всех актеров

В эпизоде свидания Штирлица с женой должен был быть еще и ребенок, но ребенка отменили, чтобы он не отвлекал на себя все внимание зрителей от встречи.

В сериале были неточности в музыке

Штирлиц любил слушать композиции Эдит Пиаф, но некоторые из них были выпущены в послевоенное время.

Режиссер сериала почему-то невзлюбила Кобзона

Его песня «Не думай о секундах свысока...» была записана не сразу. Сначала Татьяна Лиознова попросила Кабзона спеть так, чтобы не было понятно, что это он. Певец, естественно, обиделся и отказался. С другими певцами песня не получилась, поэтому для сериала песню исполнил все-таки Кобзон, но на условиях режиссера. Его имя даже не было упомянуто в титрах.

Штирлица никогда не существовало

Фрагмент из фильма «Семнадцать мгновений весны»
Фрагмент из фильма «Семнадцать мгновений весны» 

В реальности. Это вымышленный герой из романа Юлиана Семёнова. Но поговаривают, что его прототипом стал существующий некогда заместитель шефа немецкой разведки Вилли Леман, который работал в Советском Союзе по собственному желанию.

Фильм заказали Комитет государственной безопасности и сам Андропов

Но, разумеется, в титрах об этом нет ни единого словечка.

Немецкая армия в фильме могла бы быть с еврейским лицом

Когда отснятые кадры с немецкой армией просматривало несколько независимых консультантов, все как один удивились тому, что немцев играют еврейские актеры. в срочном порядке из Эстонии привезли 50 курсантов-пограничников, чтобы исправить это недоразумение.

В фильме не показывают руки Штирлица

Когда Штирлиц раскладывал на столе спички, в кадре были руки художника Феликса Ростоцкого. Дело в том, что у Тихонова на тыльной стороне руки была татуировка, спрятать которую было не по силам никому. Поэтому пришлось ставить дублера. Ростовский писал и шифровки, но уже не из-за татуировки, а из-за того, что у Тихонова совершенно непонятный почерк. Хотя, с другой стороны, шифровка на то и шифровка, чтобы ее не поняли лишние люди...

Собака в кадре появилась случайно

Фрагмент из фильма «Семнадцать мгновений весны»
Фрагмент из фильма «Семнадцать мгновений весны» 

Сцена, где Штирлиц разговаривая с собакой произнес фразу «Чей же ты, дурашка?», была чистой импровизацией. Выйдя из машины, Тихонов увидел пса, который убежал от хозяина и прибежал на съемку. Тихонов, не выходя из образа, протянул собаке ладонь и та начала ласкаться. Не вставить эту сцену в фильм режиссер просто не смогла.

Каждая деталь одежды шилась под наблюдением

Некий полковник Браун контролирова ход создания костюмов и следил, чтобы каждая деталь соответствовала действительности. А для Штирлица на всякий случай привезли 100 белых рубашек, чтобы в кадре он всегда выглядел неотразимо.

Тихонова приняли за настоящего фашиста

Однажды актер опаздывал на съемки и решил, чтобы не тратить времени на переодевание, выехать сразу в костюме. А они, как мы помним, были слишком реалистичными, поэтому люди поверили, что это настоящий фашист и слишком разгневались. Никого не смутило, что на дворе был 1970 год и война давно закончилась. Спасло актера то, что за ним отправили ассистентов, которые еле-еле успокоили толпу.

Фильм был снят в черно-белом формате специально

Во-первых, это было больше похоже на документальную ленту, а во-вторых, в фильме использовались архивные записи, которые были черно-белыми. Чтобы они не выбивались, фильм было решено снимать черно-белым.