Наши юмористы не умеют смеяться над собой

Создатель «Мульта личности» ненавидит проект, из-за которого нажил себе врагов

Создатель «Мульта личности» ненавидит проект, из-за которого нажил себе врагов

В этом году телепроект «Мульт личности» отмечает свой первый маленький юбилей: три года как вышла в эфир первая серия. Одни называют этот проект провальным, жалким подобием популярных в 90-е годы «Кукол». Другие, наоборот, припадая к экранам, с нетерпением ждут выхода новой серии. У «Мульта личностей» сегодня есть даже свой фан-клуб. Однако в интервью «Экспресс газете» создатель и главный художник проекта - карикатурист Владимир МОЧАЛОВ признался, что такая слава его совсем не радует.

Автор «Мультличностей» всегда рисует сюжеты на злобу дня

Автор «Мульта личностей» всегда рисует сюжеты на злобу дня

Когда-то Владимир Мочалов работал главным художником легендарного «Крокодила» и теперь с уверенностью заявляет: сатира нынче пошла не та.

- Мне стыдно за «Мульт личности», - объясняет свою позицию Владимир Евгеньевич. – Проект, по сути, заимствован у англичан. В оформлении за счет современных технологий все на уровне. А вот сценарии примитивные. У иностранцев-то сюжеты острые, а у нас глупые, не имеющие ничего общего с реальной жизнью. Поэтому и не цепляют за живое. Я говорил об этом организаторам, но ничего не изменилось. Вот сегодня на улице случайно встретил Витю Шендеровича. В 90-е он писал острые сценарии для «Кукол», всем они нравились, потому что были злободневными. «Мульт личности» же сделан по принципу: хавайте, что дают! Сплошь гламур и украшательство, а психология персонажей совершенно не отработана, вкус отсутствует напрочь. Спрашиваю: «Почему у Алексея Кудрина черные волосы? Он же рыжий!» Нет ответа. А с каких это пор рыжий Роман Абрамович стал жгучим брюнетом? Тоже тишина. Друзья хвалят, мол, какой у тебя Аршавин натуральный получился. А я не знаю, куда глаза спрятать. Когда по телевизору идет «Мульт личности», я гашу свет и ложусь спать.

Михаила ГОРБАЧЁВА МОЧАЛОВ изобразил без исподнего, но для широкой публики есть более корректная версия

Михаила ГОРБАЧЁВА МОЧАЛОВ изобразил без исподнего, но для широкой публики есть более корректная версия

Надел Горбачеву трусы

В 80-х Мочалов стал первым, кто создал официальный шарж на Горбачева. Михаил Сергеевич сидит на еже голым задом!

- Недавно я сделал политически корректную вещь: для альбома «Галерея мастеров карикатуры» надел на Горбачева трусы, чтобы не вляпаться в неприятную историю, - откровенничает художник.

Политика и сегодня остается для  шаржиста минным полем, поэтому самые острые карикатуры на чиновников он хранит в особой секретной папочке, которую показывает только близким. Кто знает, как отреагируют на Бориса Ельцина со спущенными штанами и распростертой перед ним женщиной-Россией? Или, к примеру, Виктора Ющенко в коленопреклоненной позе, которого «любит» страпоном Юлия Тимошенко?

- С этой папкой я даже к юристу ходил, - говорит Мочалов. - Он сперва хохотал до слез. А потом почесал затылок и сказал, что порнухи здесь вроде бы нет, но посадить все равно могут.

Не угодил Пугачевой

Многие ненавидят Мочалова за его злобный, почти циничный юмор. Некоторые артисты и вовсе избегают попадаться ему на глаза. Художник объясняет это цитатой из Гоголя: «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится».

- На меня обижаются все, - делится Мочалов. - Просто есть люди, которые никогда не выходят на публику такими, какие они есть. Пугачева, например, по два часа сидит в гримерке: ее пудрят, макияж делают, подтяжки. Задача публичного человека - отлакировать себя. Задача карикатуриста противоположна. Сатирический портрет - это всегда обратная сторона.

Однажды по заданию «Крокодила» Мочалову нужно было нарисовать шарж для материала об Алле Пугачевой. Примадонна тщательно накладывала макияж, причесывалась, поменяла несколько платьев.

13-я серия: ПУТИН за рулём «Калины», ГРЫЗЛОВ, ОНИЩЕНКО, КУДРИН, МИРОНОВ в группе сопровождения

13-я серия: ПУТИН за рулём «Калины», ГРЫЗЛОВ, ОНИЩЕНКО, КУДРИН, МИРОНОВ в группе сопровождения

Но, увидев толстую лохматую тетку на коротких ножках, пришла в ужас: «Отвратительно! Что это за урод, это не я!» Пришлось Мочалову перерисовывать диву шесть раз! Пугачева запомнила художника на всю жизнь и во время другой встречи уже наотрез отказалась ему позировать. В киноконцертном зале «Россия» на вечере в честь юбилея Ильи Резника выход на сцену артистов сопровождали мочаловские карикатуры высотой в семь метров. Алла Борисовна закатила истерику: «Сейчас же уберите его и это позорище! Иначе я вообще на сцену не выйду!» Организаторам праздника ничего не оставалось, как подчиниться воле примадонны.

- Пугачиха очень капризная и несдержанная на слова, - делится впечатлениями от общения Мочалов. - Артистам хочется видеть себя моложе лет на двадцать, при параде, а у меня они практически вывернуты наизнанку. Мне нужно поиздеваться над портретом, чтобы получилось, как говорится, не в бровь, а в глаз. Интереснее всего делать тех, кого я больше всего ненавижу, а ненавижу я практически всех.

«Доболотная» Ксюша СОБЧАК в образе гламурной дивы

«Доболотная» Ксюша СОБЧАК в образе гламурной дивы

Порадовал Ростроповича

Несколько десятков самых злых карикатур Мочалова, среди которых встречались еще «крокодильские» рисунки, были жемчужиной в коллекции Ростроповича.

- Ростропович меня расцеловал прямо на сцене! Было это на вечере Сергея Стэдлера, нашего скрипача. Я сделал карикатуру на памятник «Рабочий и колхозница». В роли молотобойца нарисовал Сажи Умалатову, мощного, мускулистого, с молотом, а рядом - в розовом, прозрачном, летящем по ветру платье Геннадия Зюганова. Там была одна деталь, которая вызвала слезы у Ростроповича: под юбкой Зюганова из трусов торчали рыжие волосы. Ростропович хохотал взахлеб минут десять.

А вот профессиональным юмористам, лихо отмачивающим шутки со сцены, при виде мочаловских шаржей становится не до смеха.

АРШАВИН и АДВОКАТ - маленький генерал и маленький капитан

АРШАВИН и АДВОКАТ - маленький генерал и маленький капитан

Михаила Жванецкого художник изобразил в виде крысы: увидев сие художество, юморист побледнел от злости и, переминаясь с ноги на ногу перед хохочущим залом, не мог вымолвить ни слова. Клара Новикова пришла в бешенство и обещала подать в суд на автора, а увидевший карикатуру на себя Евгений Петросян заявил, что такого художника для него больше не существует.

- Вот еще один пример. В экспозиции моей последней выставки «Звезды настоящего, прошедшего и будущего» был рисунок, изображающий Беллу Ахмадулину и ее супруга Бориса Мессерера. На вернисаже Борис Асафович смеялся громче всех и вдруг, когда дошел до своего изображения, осекся. Я увидел белое лицо с красными пятнами, дрожащими губами, глаза вращаются... Задыхаясь от возмущения, он закричал: «Это ужасно, глупо, примитивно! Беллочка такая женственная, утонченная. А тут...» Но я ведь не Александр Шилов и не Никас Сафронов, я не пишу сиропные портреты по заказу.



автор