Почему в речных круизах запрещают кормить чаек, зато разрешают проносить алкоголь
![В речных круизах запрещают кормить чаек, зато разрешают проносить алкоголь Ты неси меня, река: в речных круизах запрещают кормить чаек, зато разрешают проносить алкоголь](/wp-content/uploads/2023/06/rek-pre121219.jpg)
Послушать любителей ходить по рекам, так, раз попробовав, по-другому отдыхать уже не захочешь. При этом новичкам советуют для начала отправляться в круиз выходного дня - примериться, так сказать. По статистике, «возвратных» туристов на речных круизах 70 - 80 процентов. Что же их так привлекает?
- Посещаешь несколько городов, но при этом не нужно переезжать и селиться в разные гостиницы, каждый раз собирая и разбирая вещи.
- Во время переходов не остаешься надолго среди воды, как в море. Берега видны, картинка постоянно меняется, можно сидеть на палубе и созерцать.
- Еще один плюс рек - на них не качает. Волны могут подняться при сильном ветре на водохранилище, но с морскими штормами их не сравнить.
- На теплоходе кормят, есть активности для пассажиров любого возраста, экскурсии в городах стараются разнообразить, чтобы всем было интересно. Детей занимают целый день. В общем, «все включено».
- Помимо познавательных туров в хорошую погоду запланированы «зеленые» стоянки - для пикников и купания.
![«Светлана](/wp-content/uploads/2023/06/rek-2121222.jpg)
А теперь о том, что не всем подходит:
- Придется жить по расписанию. Завтрак, обед и ужин в определенное время, на экскурсии отводится 3 - 4 часа. С восьми утра обычно начинает работать громкая связь - информационные объявления или рассказ о местах, мимо которых идет теплоход. В 23 жизнь замирает. Конечно, спать ложиться никто не заставит, но шуметь нельзя.
- Осматривать города будете в компании 20 - 40 человек. Можно, конечно, гулять самостоятельно, но не всегда на это хватает времени, особенно, если порт на окраине.
- Как правило, анимация - это концерты, конкурсы-викторины, спортивные занятия, мастер-классы (рисование, например), вечерние дискотеки. Такое не всем по вкусу, а альтернатива - сидеть в баре или на палубе, болтать и глазеть по сторонам. Выйти-то некуда.
От Волги до Енисея
Речные круизы - отдых не из дешевых. И все равно за месяц, например, путевку на хороший теплоход уже не купишь. Бывалые круизеры бронируют тур минимум за полгода, спокойно изучив достоинства и недостатки теплохода, выбрав подходящую каюту, а кроме того, заранее всегда есть скидки и спецпредложения.
В цену круиза обычно входят:
- проживание в каюте с санузлом, мини-баром, телевизором, кондиционером;
- завтрак - шведский стол, обед и ужин - выбор из двух-трех вариантов салатов, горячего, десерта (заказываете накануне). Многие предлагают диетические и вегетарианские блюда, почти у всех есть детское меню. Безалкогольные напитки включены (иногда входит также приветственный коктейль или один бокал вина каждый ужин);
- несколько экскурсий, как правило обзорных (исключить их нельзя).
За отдельную плату предлагаются тематические экскурсии (скажем, на пивной завод или в необычный музей), сеансы массажа и спа-процедуры.
![«Татьяна](/wp-content/uploads/2023/06/rek-4121223.jpg)
Больше всего вариантов маршрутов, конечно, по Волге. Есть туры по Енисею, Оке, Каме, Лене. Самые недорогие круизы, разумеется, короткие. Например, Москва - Ярославль (4 дня, от 28 тыс. руб.), Санкт-Петербург - Валаам (3 дня, от 15 тыс. руб.), Саратов - Астрахань (4 дня, от 19 тыс. руб.). Это цены на июль, в сентябре дешевле. И не забудьте, что нужно добавить стоимость дороги до точек отправления и окончания маршрута.
Недельный тур из Москвы в Плес и обратно, с остановками в Твери, Мышкине, Ярославле, Коприне, Угличе обойдется уже в 85 тыс. руб. с человека. Круиз на 22 дня из Нижнего Новгорода через Астрахань, Ростов-на-Дону и обратно, с посещением 18 городов стоит от 160 тыс. руб. Но самые дорогие, конечно, экзотические путешествия. Скажем, Красноярск - Дудинка по Енисею (11 дней) летом стоит от 645 тыс. руб. с человека при двухместном размещении и от 1 млн 75 тыс. руб. - при одноместном (в сентябре примерно на 100 тыс. руб. дешевле). Зато включает посещение уникального и труднодоступного плато Путорана на вертолете. Причем на ближайший такой круиз мест почти не осталось. По сравнению с этим тур по Лене с Ленскими столбами и заполярными красотами за 200 тыс. с человека - дешевка!
![«Мустай Карим»](/wp-content/uploads/2023/06/rek-1121222.jpg)
В 2019 году в Нижнем Новгороде со стапелей спустили новейший российский теплоход, названный в честь башкирского поэта, - «Мустай Карим». Это плавучая пятизвездочная гостиница, способная ходить и по рекам, и по морю. Цены соответствующие. Скажем, трехдневный круиз из Москвы в Тверь и обратно стоит от 81 тыс. руб. с человека (это в июне, в октябре он же обойдется от 48,4 тыс. руб.). А восьмидневный из Москвы в Санкт-Петербург через Выборг - от 178 тыс. руб.
Человеческий фактор
Ни один вид транспорта не безупречен, аварии случаются везде. Но по сравнению с другими, речной все же один из самых безопасных: за всю историю СССР и России - четыре крупные катастрофы.
- 13 августа 1950 года на прогулочный пароход «Маяковский» в порту Риги пассажиры ринулись, не дав сойти тем, кто завершил рейс. Корабль вмещал 150 человек, а набралось 350, и его стало относить от причала и кренить. Погибло 147 человек.
- 40 лет назад, 5 июня 1983 года, теплоход «Александр Суворов» влетел в несудоходный пролет Ульяновского моста. Снесло верхнюю палубу судна, где отдыхало большинство пассажиров. Погибло не менее 176 человек, но точное число неизвестно - на судне присутствовали «неучтенные» друзья и родственники экипажа. Причинами объявили халатность первого штурмана и рулевого (оба погибли), а также капитана, спавшего в момент катастрофы в своей каюте. На мосту не было сигнальных огней, а будка путевого обходчика на железнодорожных путях напоминала очертаниями щит, который обычно указывает на судовой пролет, - в темноте перепутали.
- 27 августа 2000 года на Каме пассажирский теплоход на подводных крыльях «Восход-42» столкнулся с буксиром, ведшим две баржи. Капитаны договорились расходиться левыми бортами. Но в момент маневра у капитана-механика с «Восхода» случился сердечный приступ. Падая, он задел штурвал, тот повернулся влево… Погибло шесть из семи человек, находившихся в носовой части. Выжил лишь двухгодовалый мальчик Егор, которого накрыла своим телом 25-летняя мама.
- 10 июля 2011 года в Куйбышевском водохранилище в грозу и ветер экскурсионный теплоход «Булгария» вошел в поворот, накренился и за минуту зачерпнул 50 т воды через открытые иллюминаторы. Пытаясь вырулить, капитан еще больше наклонил судно, и вода стала поступать со скоростью 125 т в минуту. Спаслись 79 человек. 122, из них 28 детей, домой не вернулись. Раздолбанная посудина, построенная в 1955-м, давно не знавшая ремонта, переходила из рук в руки жадных до денег арендаторов. А туристы велись на дешевые путевки, закрывая глаза на потрепанный интерьер. Рассчитывали: раз теплоход выходит в рейс, значит, хотя бы техническая его часть проверена. Впрочем, виной трагедии оказалась не столько старость «Булгарии», сколько раздолбайство экипажа, не проследившего за иллюминаторами.
![«Иван](/wp-content/uploads/2023/06/rek-5121224.jpg)
Старый конь борозды не портит
По российским рекам нынче ходят в том числе построенные в 1970 - 1980-х теплоходы. При должном обслуживании и модернизации они способны оставаться на плаву еще долго. Историю постройки и ремонта каждого судна можно найти в Интернете, и лучше это сделать перед выбором тура.
Кстати
- Одноместное размещение стоит на 30 - 50 процентов дороже, чем цена с человека при двухместном.
- В морских круизах следят за тем, чтобы пассажиры не приносили алкоголь с берега. Если заметят, забирают и отдают по окончании тура. В речных с этим проще - покупайте и берите на борт. Главное, не ходить со своим в бары (цены в них ресторанные). А в каюте или на палубе - пожалуйста.
- В первый вечер экипаж знакомится с пассажирами и рассказывает о правилах поведения на борту. Одно из основных: не кормить чаек - видео прикольные получаются, но потом палубу и борта не отмоешь.