Спасение «Души»
Легендарный фильм Александра Стефановича посмотрели 58 млн. человек
На съемках картины София Ротару превозмогла тяжелую болезнь и страх перед шантажистом
Ровно 30 лет назад у кинотеатров выстраивались длинные очереди, чтобы увидеть музыкальную мелодраму «Душа». В фильме сияли звезды своего времени - Михаил БОЯРСКИЙ, Ролан БЫКОВ, Ивар КАЛНЫНЬШ, рок-группа «Машина времени» и любимейшая певица София РОТАРУ в главной роли. А сколько интригующих слухов было вокруг этой картины! Зрители шептались, что изначально вместо нее должна была сниматься Алла ПУГАЧЕВА. В общем, режиссер Александр СТЕФАНОВИЧ попал тогда в «десятку», создав поистине культовое кино, которое посмотрели 58 миллионов человек. После премьеры он проснулся знаменитым.
- Слухи вокруг фильма «Душа» возникли не на пустом месте. В свое время я хотел снять музыкальный фильм с Аллой Пугачевой в главной роли, - рассказывает Александр Стефанович. - Тогда она была моей женой и стремительно завоевывала популярность. Я помогал ей в этом, а работа в кино была частью нашего большого плана по завоеванию эстрадного олимпа. Алла снялась в эпизодах двух моих картин - «Диск» и «Пена». Но мы мечтали о большом проекте, созданном специально для нее. Рассматривались разные варианты - от мюзикла до исторической драмы о народной героине, сподвижнице Емельяна Пугачева. Этот сюжет я всерьез обсуждал с Сергеем Михалковым. В конце концов мы с драматургом Александром Бородянским написали сценарий - «Рецитал» про девушку из провинции, которая приезжает завоевывать большой город и становится звездой. На роль героини Аллы в детстве я взял девятилетнюю Кристину Орбакайте. Она играла очень талантливо и искренне. Со съемки ее эпизодов в деревне под Тверью мы начали работу над фильмом.
Александр СТЕФАНОВИЧ на фоне рекламной афиши фильма «Душа» |
Польский бунт
Чтобы запечатлеть атмосферу международного песенного конкурса для пролога фильма, мы отправились в польский город Сопот. Там как раз проходил музыкальный фестиваль. Поехала небольшая группа, чтобы снять хроникальные кадры с участием Пугачевой. И начались проблемы. Сначала поляки стали отговаривать нас ехать в Сопот, не объясняя причин. Но мы настояли. По дороге от Варшавы до побережья нас несколько раз останавливали для проверки документов - милиция, военные, спецназ. А в советском консульстве в Гданьске на нас смотрели круглыми глазами: «Как вы сюда попали?!» У нашего оператора Владимира Климова, который попытался закурить, буквально выбили сигарету из рук. Мы стали возмущаться, но консул, понизив голос, доверительно рассказал, что в Гданьске начались выступления «Солидарности» во главе с усатым электриком Лехом Валенсой. Бензоколонки перестали работать. Чудом добытые канистры с бензином сотрудники свезли в подвал консульства, чтобы можно было эвакуировать семьи. Здание было пропитано бензиновыми парами, поэтому от малейшей искры могло взлететь на воздух. Вдобавок ко всему советский Балтийский флот встал на рейде и навел пушки на Гданьск. Вот такая «веселая» атмосфера царила вокруг. Но мы же профессионалы - кадры получились отличные! Жаль, что потом их пришлось выбросить в корзину... Первый же съемочный день фильма «Рецитал» в Москве оказался последним.
Режиссёр часто ломал голову, как сделать из блестящей певицы РОТАРУ не менее замечательную актрису |
Скандал с Пугачевой
На натурную площадку, которая располагалась возле стадиона «Лужники», Пугачева явилась в какой-то хламиде, отказалась переодеваться в утвержденный для образа костюм, устроила дикий скандал, разорвала пальто на пожилой сотруднице. В результате вся съемочная группа отказалась с ней работать. Мы свернули аппаратуру и вернулись на студию. (Подробно я написал об этом в своей новой книге, которая публиковалась в журнале «Караван историй. Коллекция», а сейчас выходит в издательстве «7 Дней».) Гендиректор «Мосфильма», генерал милиции Николай Трофимович Сизов, в кабинет которого мы приехали прямо со съемки, выслушав заявление съемочной группы, сказал мне: «В этом году на студии запланировано производство музыкального фильма. И он должен быть снят. Иначе «Мосфильм» не выполнит производственный план. Снимай кого хочешь. Выкручивайся. Но если не уложишься в срок и 5000 сотрудников останутся без премии, то ты на «Мосфильме» больше никогда работать не будешь. Разговор закончен». В общем, фильм нужно было спасать. Вот тут-то я и подумал о Софии Ротару, с которой познакомился еще за пять лет до Пугачевой. Мы с Бородянским сели в поезд и отправились в Ялту, где жила Соня.
В Одессе Леонид УТЁСОВ (справа) пришёл посмотреть на съёмки фильма. Рядом - София РОТАРУ и Ролан БЫКОВ |
Новый стиль
Она согласилась не сразу. И поставила несколько условий: «Первое - чтобы это был другой фильм с другими названием и сценарием. Не должно создаваться впечатление, что я подсидела соперницу. Мне скандалы не нужны. Второе - я прекрасно отношусь к Кристине, но как вы себе это представляете: дочь Пугачевой будет играть Ротару в детстве? Народ от такой комбинации умом двинется». Было очень жаль выбрасывать прекрасные эпизоды с Кристиной, но я понимал, что Соня права. Мы с Бородянским за две недели написали новый сценарий. Не про восхождение звезды, а про уход. Я рассказал Бородянскому, что Ротару всю жизнь борется с тяжелым недугом. Этот ход мы задействовали в новом сюжете. Вскоре вместо закрытого «Рецитала» студия запустила фильм «Душа».
Соня попросила меня еще об одном: «Знаешь, Саша, я хочу использовать этот фильм для кардинальной смены образа. Придумай что-нибудь, ты ведь это умеешь». Вместе с художниками, гримерами, стилистами мы сделали Ротару эффектную стрижку, наложили броский грим, предложили более резкую пластику движений. Соня как раз побывала в Канаде, где накупила много модных вещей - брючки, блузки и прочее. Она предстала в фильме в образе стильной и современной женщины. А самое главное - обновила свой репертуар песнями «Машины времени», так что ее аудитория заметно расширилась. Кстати, для «машинистов» появление на экране было просто прорывом. В одном из интервью Андрей Макаревич** вспоминал: «В поступке Стефановича был героизм. Ему можно памятник поставить за то, как он нас протащил на экраны. Больше никому бы это не удалось. Мы были тогда в глубокой опале». Правда, на роль героя-любовника Андрей не очень подходил, поэтому я взял в картину Мишу Боярского с которым, кстати, я провел все детство в одном доме на Гончарной улице в Ленинграде.
София Михайловна в шубе, которую ей подарил Тайванчик |
Рыдающая певица
Ротару - одна из самых дисциплинированных и ответственных актрис, которых я встречал. Это просто антипод Аллы. В первый же съемочный день, явившись на работу, я обнаружил ее в гримерке в слезах. Наивная Соня пришла ровно в десять утра, как была назначена смена. И увидела замок на дверях павильона. Она ведь не знала, что в кино ничего не начинается вовремя. Подумала, что картину закрыли. Чтобы экономить время нашей актрисы, взяли дублершу - украинку Аню Курган, на которую ставили свет, снимали на общих планах. А Соня входила в подготовленный кадр, прямо как звезда Голливуда.
Ее партнером был великий актер Ролан Быков, блистательно сыгравший роль концертного администратора. Ему, замечательному режиссеру, начальство не давало тогда снимать картины. Поэтому Ролан маялся и лез не в свои дела. Давал советы - куда ставить камеру, каким планом снимать и т.д. Но ссориться с ним не хотелось. И я нашел выход. «Ролан, - сказал я однажды, - у нас серьезная проблема. Соня - красивая женщина, потрясающая певица, но как актриса пока не тянет. Может, поможешь ей?» - «Я бы с удовольствием. А она меня не пошлет?» - опасливо спросил Быков. «Я с ней поговорю». Иду к Ротару: «Соня, ты замечательная! В тебя просто влюблена вся группа, включая режиссера-постановщика. Но ты не совсем уверенно держишься перед камерой». - «Да я и сама это понимаю, - отвечает она. - У меня же другая профессия. Вот на сцене я совершенно свободна!» - «Может, тебе брать уроки мастерства у Быкова?» Ротару осторожно посмотрела в его сторону и тихо спросила: «А он меня не пошлет?» Я улыбнулся: «Попробую его уговорить». В результате они стали ходить по съемочной площадке в обнимку. Быков перестал лезть в мою работу, а Ротару росла как актриса прямо на глазах.
На премьере СТЕФАНОВИЧ представляет зрителям Александра ЗАЦЕПИНА, Владимира КЛИМОВА и Андрея МАКАРЕВИЧА |
Ребенка Ротару хотели похитить
Соня всегда держалась как королева. Но мало кто знал, чего ей это стоило. Когда мы со всей мосфильмовской группой приехали в Ялту на съемки, ее муж Анатолий Евдокименко сообщил мне, что у нее обострение болезни и она лежит в госпитале. Я навестил Соню и увидел, что дело серьезно. Она ведь всю жизнь мучается с бронхами, потому-то и переехала из родной Молдавии в Ялту, где особый климат. Но уже через три дня она была на площадке. После каждого дубля обессиленно падала в кресло и судорожно вдыхала лекарство через ингалятор.
Проблема со здоровьем была тогда не единственной. Во время съемок Ротару получила письмо с угрозами: если она не заплатит крупную сумму, то похитят ее сына. В милиции к этому отнеслись очень серьезно: Руслана перевезли на охраняемую дачу под Симферополь. Но Соня-то оставалась в Ялте, ходила по улицам, съемки происходили на глазах у толпы. А если там, среди зевак, скрывается вооруженный маньяк? К счастью, вымогателя удалось вычислить и поймать. Он, кстати, был из приличной семьи.
Утесов - знак судьбы
Возле бывшей дачи Сталина, у Дома ветеранов кино, где мы снимали одну из сцен, к нашей съемочной группе подошел пожилой человек и остановился, опираясь на палку. Его лицо показалось знакомым. «Да это же Леонид Утесов!» - вдруг осенило меня. Я представился, предложил ему присесть. «Леонид Осипович, ваше появление на съемках нашего музыкального фильма - это же знак судьбы!» Он в ответ усмехнулся: «Вот когда мы снимали «Веселых ребят», то к нам на съемку пришел сам Иосиф Виссарионович Сталин. Просто ехал по дороге и заглянул, как я сейчас к вам. Вот какие знаки судьбы бывают!»
РОТАРУ с БОЯРСКИМ поют: «Я пью до дна за тех, кто в море...» |
Шуба от Тайванчика
На «Мосфильме» нашей картине дали прозвище Праздник души. Когда мы снимали в Ялте, я жил в трехкомнатном люксе, на огромном балконе которого все время шла гульба - лилось вино, «Машина времени» радовала новыми песнями, красавицы украшали наше застолье. Однажды вечером кто-то позвал меня с улицы. Смотрю - внизу стоит мой давний приятель Алик Тайванчик. Теперь он известен как Алимжан Тохтахунов, уважаемый бизнесмен и меценат. А тогда в Ялте его в нашу гостиницу не пропустили. Я наорал на швейцара: «Вы что?! Это же прославленный киргизский кинорежиссер, лауреат Государственной премии!» Швейцар сразу стал кланяться. Мы поднялись в номер, усадили Алика за стол. Но двуличный швейцар оказался очень бдительным. Компьютеров тогда не было, зато в каждом отеле были распечатанные фотографии граждан, находившихся в розыске. А на Алика было заведено дело по обвинению в тунеядстве. И вот представьте, кайфуем мы на балконе, текут рекой массандровские вина, а ко входу в отель начинают съезжаться милицейские машины. Алик сразу погрустнел: «Саша, это за мной!» Вот уже группа захвата направляется к дверям гостиницы. Я отзываю оператора Климова. Они с женой Лилей прячут Алика у себя в номере. ОМОН врывается к нам, но Тайванчика не находит. Начинается облава по всем этажам. Когда милиция стучится в номер Климова, дверь открывает его полуобнаженная красавица жена. «У нас медовый месяц! - заявляет она. - И я никому не позволю нам мешать!» Милиционеры смущенно удаляются. Алик спасен! А с Соней они давно дружили. Помню, как в Москве вдруг ударили двадцатиградусные морозы, а в Ялте еще стояла летняя погода. И Ротару в это время прилетела к нам в Москву в легком платье. У трапа ее встретил Тохтахунов, который широким жестом накинул Соне на плечи роскошную шубу. Надо ли говорить, что это был подарок... Алик - человек широкой души.
В картине «Душа» София РОТАРУ кардинально сменила свой образ |
Триумфальная премьера
Мы весело и азартно делали эту картину. Придумали и сняли музыкальные клипы, что тогда никому в голову не приходило. Песню «За тех, кто в море» мы подали как полет. Исполнители, одетые в золотые костюмы, с помощью батута все время взлетали вверх. Получилось очень эффектно. Все работали с полной отдачей. Это относится и к нашим актерам, к моим помощникам, к оператору, художнику, к композиторам Александру Зацепину, Андрею Макаревичу**, Александру Кутикову. К поэтам, написавшим тексты песен к фильму, - Роберту Рождественскому и Игорю Кохановскому. Для меня работа с такими замечательными и талантливыми людьми была настоящим подарком судьбы. И просто счастьем было общение с Софией Ротару. Поэтому картина и получилась. Она вышла яркой и зрелищной. А про зрительский успех я уже и не говорю.
Помню, как летом 1982 года я ехал на ее премьеру в кинотеатр «Россия», расположенный на Пушкинской площади. Переехав улицу Горького, увидел огромную толпу народа, перегородившую весь бульвар. Приткнув машину, я бросился к кинотеатру, но понял, что добраться до него невозможно. Толпа штурмовала двери, звенели выбитые стекла. Я обратился к растерянным милиционерам, предъявил удостоверение: «Помогите попасть на собственную премьеру». Стражи порядка, которых я пообещал провести в зал, выстроились клином и буквально «пробили» меня сквозь толпу. Завели в кинотеатр, а там женщина-директор, вздрагивающая от треска дверей и окон, с ужасом спросила: «Что вы с нами сделали?» Но это был успех. О такой премьере мечтает, наверное, каждый режиссер.
7 августа 2012 года народная артистка СССР София Ротару отмечает день рождения. «Экспресс газета» желает любимой певице счастья, здоровья и новых творческих свершений!
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов