Актуальная классика на Никитском

Школяр
Спектакли в Театре «У Никитских ворот»

«Гамлет»

«гамлет»
 

С риском для жизни, но и с огромным чувством ответственности Театр «У Никитских ворот» предлагает зрителю новое, свое, ни на что не похожее прочтение великой пьесы. В исключительно глубокой, формально острой, поэтичной и гротескной постановке «Гамлета» Марк Розовский предстает и зрелым Мастером режиссуры, и смелым экспериментатором-первооткрывателем знакомых образов и текстов. Открытия Марка Розовского в «Гамлете» поражают своей мотивированностью и неожиданными решениями, имеющими смысловую опору, благодаря глубинному проникновению в шекспировское миросознание.

Спектакль актуален в каждом своем слове, выразителен в каждой своей мизансцене.

Гамлет в Театре «У Никитских ворот» – прежде всего, Актер, лицедей, режиссирующий свою собственную жизнь и смерть… по системе К. С. Станиславского!.. Он, конечно, ничего не знает о ней, но почему так четко и ясно понимает законы ПРАВДИВОЙ ИГРЫ, откуда в нем эта демонстративная страсть к лицедейству, к разоблачению всякой лжи и фальши?!.

Только в монологах наш Гамлет остается наедине с самим собой. Земля качается под его ногами. Он как бы балансирует над пропастью, предложенной ему роком и Эльсинором. Движимый жаждой справедливости, его герой – сильная личность, цельная, отнюдь не раздвоенная, без всякого пресловутого «гамлетизма», знающая цену жизни и смерти, и бесстрашно идущая к акту возмездия как абсолютно сознательному действию, наказывающему Зло.

Главная тема Гамлета – право на насилие, право на месть, на личный суд в целях достижения Высшей справедливости.

Вот почему не следует искусственно актуализировать «Гамлета». Он актуален и так. Но заново прочесть великую пьесу, трактующую тему греха и ответственности за грех, может быть, стоит сегодня, как никогда.

«История лошади»

История-лошади
 

История старого пегого мерина Холстомера, который доживает последние дни в табуне графа Бобринского...

Сегодня философская притча Льва Толстого, в которой «толстовство» как цельное миросознание получило художественное воплощение, продолжает жить не только в литературном произведении, но и на театральной сцене, глубоко задевая наши души, заставляя размышлять о зле и добре, грехе и ответственности за грех, о животном и человеческом, о жизни и смерти… Созданная Марком Розовским и Юрием Ряшенцевым пьеса «История лошади» – в жанре «русского мюзикла» на основе классической литературы – живет на сцене с 1975 года.

«...Писать драму может только тот, кому есть, что сказать людям, и сказать нечто самое важное для людей».

«Анна Каренина. Lecture».

Анна-Каренина
 

Спектакль демонстрирует Толстого глазами Набокова. И это не очередная инсценировка (или экранизация), которым несть числа, удачных и менее удачных, а совершенно новая попытка освоить миры и смыслы великого романа.

Один классик, принадлежащий 20-му веку, предлагает нам свое видение и толкование другого классика – из века 19-го, но создавшего свой шедевр на все времена. Спектакль-размышление о семье, измене, безбожии, грехе и ответственности за грех…

Литературоведческое искусство Набокова легло в основу постановки Марка Розовского. Волшебный набоковский стиль сохранен.

«Будь здоров, школяр!»

«Школяр2»
 

Повесть была явно автобиографична, но не буквально, не в прямую рассказывала о том, что случилось с самим Булатом в годы войны, – она лишь намекала на что-то происходившее в действительности, но ее художественная суть и задача была другая – дать сфантазированное обобщение, вывести из автобиографизма судьбу поколения «мальчиков», пошедших на кровавую бойню со школьной скамьи.

Да, он нелеп и тщедушен, этот школяр в солдатской форме. Подносчик мин, ни разу не выстреливший из своего автомата. Но он волей-неволей среди месива убийств, рядовой бумажный солдатик, испытавший и познавший на передовой и чувство первой любви, и что такое мужская дружба. Его такое выживание «там, где стреляют» и есть мужество и мужание юноши, который способен преодолеть такой понятный страх быть убитым и сделаться солдатом, «как все».

Очень узнаваемый герой, с очень узнаваемыми переживаниями. Стать воином для него непросто, но, как говорится, жизнь заставляет. Да и смерть своей постоянной угрозой превращает мальчишку в настоящего бойца. Ей же надо противостоять!..