Космос на дне моря: современные подводные отели строят на основе уникальных советских разработок 55-летней давности
«Ихтиандр» стал третьей, усовершенствованной, моделью аппарата, разработанной и собранной подводниками-любителями из одноименного донецкого клуба. Погружение их первого аппарата, которое они провели за два года до этого, дало старт программе по освоению подводных домов.
В 1960-е покоряли не только космос - водная стихия манила не меньше. Интерес к изучению морского пространства подогрели исследования Жака-Ива Кусто. За рубежом нацелились на погружения на большие глубины. Но море на расстоянии 10 - 40 м от поверхности тоже требовало изучения.
Энтузиасты с Донбасса - в основном студенты и преподаватели мединститута и политеха - собирали подводные аппараты в свободное время. Проект был амбициозный - создание обитаемых домов на дне Черного моря.
23 августа 1966 года первый советский акванавт - председатель клуба «Ихтиандр», хирург Александр Хаес заселился в подводный дом, погруженный на 10 м. К нему присоединился инженер Дмитрий Галактионов, а шахтер Юрий Советов пришел на смену. Все участники провели под водой по трое суток.
Испытанный в следующем году «Ихтиандр-67», разделенный на спальню, ванную, кухню и лабораторию, был рассчитан на пять человек. В команде появились дамы - Мария Барац и Галина Гусева. Врачи наблюдали и за четвероногими участниками экспедиции - морскими свинками, крысами и кроликами.
К сожалению, этот эксперимент для донецкого клуба оказался последним: не было средств. Но первопроходцы убедились: кислородного воспаления легких на глубине не возникает. Они испытали систему доставки продуктов с побережья и научились дистанционно брать пробы газовой среды. Перенять опыт акванавтов с Донбасса приезжали сотрудники Ленинградского гидрометинститута и Института океанологии Академии наук СССР.
Все «Ихтиандры» остались в море. Говорят, аквалангисты из Николаева подняли со дна часть обшивки и передали ее в музей подводных находок.
Бесстрашная Кессонка
Проекты подводных домов вслед за дончанами представили и другие коллективы.
- Аппарат «Садко» разработали в 1966-м в Лаборатории подводных исследований Ленинградского гидрометеорологического института. Железные полусферы доставили в Сухуми, собрали и 1 сентября установили на десятиметровой глубине. В отличие от «Ихтиандра» аппарат мог всплывать при помощи троса, закрепленного на берегу или на сопровождающем судне. Первыми в «Садко» доставили собаку Ночку и двух кроликов. К сожалению, внутрь проникла вода, и один из ушастиков погиб. Вслед за зверями в подводный дом спустились люди.
- «Садко-2», построенный в 1967-м, представлял собой два огромных шара диаметром по 3 м и был похож на корабль инопланетян.
- Наиболее удобным оказался «Садко-3» (1969 г.). Экипаж из трех человек плюс котенок Кессонка провели на борту две недели. В установленный вокруг аппарата вольер запустили черноморских рыб. Акванавты записывали сигналы, которые они издают, и выяснили, что тональность звуков в разных ситуациях меняется.
- Летом 1968-го в Голубой бухте под Геленджиком провели испытание детища Института океанологии АН СССР - подводного дома «Черномор». Акванавты жили в нем по пять-семь суток. Изучали придонные течения, особенности распространения дневного света на глубине, наблюдали за обитателями моря. Питаясь едой из тюбиков, помогали составить рацион для космонавтов. Часть экспериментов не имела аналогов. В 1971-м люди провели на борту 52 дня - шторм помешал продержаться еще неделю, чтобы побить мировой рекорд. Через год «Черномор» установили на предельной для станции глубине 31 м. А в 1973-м передали Болгарии и после списания поместили в музей Варны.
Дома из мячей и презервативов
Аппарат «Спрут», придуманный в 1967-м, - самый необычный дом на глубине. В московском клубе подводного плавания «Дельфин» даже хотели приспособить под него бочку для кваса. Но в ней было тесно. Уменьшенные прототипы создавали из мячей, детских игрушек и презервативов. Полноразмерный дом соорудили из медицинской клеенки, палаточного брезента и мешковины с полом из фанеры. Правда, когда его установили в море недалеко от Феодосии, он быстро пришел в негодность. На заводе при НИИ резиновой промышленности под Загорском создали новый - без жесткого пола и люка. В рюкзак помещался! Но чтобы закрепить жилище на морском дне, требовались многотонные бетонные блоки.
Третий «Спрут» соорудили из двух слоев прорезиненного капрона. Более поздние серии использовали в исследовательских программах в Черном и Балтийском морях. В Индийском океане в подводном доме прятались от акул ученые, изучавшие рифы.
Под Ленинградом «Спрут» помог в наблюдении за кормлением зимующей рыбы, которая выращивалась в садках. Для утепления к внутренним стенкам прикрепили обогревающие панели. Правда, в аппарате не было туалета, и люди проводили в нем не больше шести часов.
Последний «Спрут» в 1989 - 1991 годах стоял на Каспии. Но после распада СССР власти Туркменистана национализировали имущество наших ученых и вывезти подводный дом не дали.
Пять звезд с видом на рыбок
Эксперты подсчитали: изучать морские глубины с помощью управляемых аппаратов - роверов - дешевле и проще. В ход идут также водолазные комплексы, где благодаря барокамерам создается давление, как на глубине, и после работы не нужно проходить декомпрессию. Однако подводные дома существуют - на Западе разработки советских специалистов использовали при создании модных ныне отелей. Первый открылся в 1986-м в США в бывшей исследовательской лаборатории. Внутрь постояльцы попадают в аквалангах - вход находится на семиметровой глубине. В топ лучших входят подобные гостиницы на Мальдивах, в Дубае, близ острова Фиджи, в Сингапуре и Австралии. Сутки в таком номере стоят не меньше $1,5 тыс. Но от желающих нет отбоя.
В глубинах отечественных морей нет буйства подводной флоры и фауны, как, например, в Красном море, но сумеречный мир завораживает, и есть на кого глянуть. Возможно, отель в море появится у Геленджика. По проекту жилые номера разместят в барокамерах.