Мошенники в WhatsApp: как защититься от кражи денег через мессенджеры
К мошенникам в интернете россияне давно привыкли и обдурить их стало не так то просто. А вот мессенджеры — новое, непаханое поле для хитрых любителей наживы. Рассказываем о том, как крадут деньги с помощью Viber, WhatsApp и Telegram и как от этого уберечься.
Липовые банкиры
В один из популярных мессенджеров вам приходит сообщение от лица вашего банка, чаще всего Сбербанка, поскольку его карта есть у большинства жителей крупных городов. Имя абонента, от которого приходит сообщение, маскируется под название банка, а в профиле для пущей убедительности стоит его логотип.
Текст сообщения может иметь различные вариации: либо по вашей карте была совершена покупка в интернет-магазине, либо по ней зарезервирован денежный перевод, либо она была заморожена по причине подозрительных операций. Суть любого из этих вариантов проста: заставить пользователя перезвонить по указанному в конце номеру телефона, чтобы отменить операцию или разблокировать якобы замороженный счет.
Позвонив по указанному телефону, вы попадаете на липового сотрудника службы финансовой безопасности банка, который просит вас для отмены операции или разблокировки назвать ему данные карты. Наивные бедняги готовы предоставить работнику банка все вплоть до пароля и секретного CVV2 кода на обратной стороне карты. В итоге мошенники получают полный доступ к счету пользователя и выгребают с него все, что возможно.
Как защититься от мошенников
Схема развода может меняться с течением времени, поскольку любой способ обмана быстро получает огласку и становится неэффективным для мошенников. Но чтобы точно не попасться ни на одну из липовых схем, нужно помнить несколько простых правил:
1. Да, с развитием мессенджеров многие банки появились в Viber, WhatsApp и Telegram, но в качестве основного способа оповещения клиентов большинство из них по-прежнему используют старые-добрые sms-сообщения. Настоящий Сбербанк отправит вам оповещение об операции с общего номера 900, а не через мессенджер.
2. Возможно однажды (может даже очень скоро) sms-сообщения окончательно отомрут и банки действительно полностью перейдут на мессенджеры. Как тогда отличить настоящий аккаунт банка от липового? Да очень просто, не звоните по номеру, указанному в сообщении, а зайдите на официальный сайт своего банка и позвоните по общему номеру. Объясните свою проблему оператору и вас свяжут с тем, с кем нужно. Только в таком случае вы можете быть уверены в том, с кем разговариваете.
3. Если дело все же дошло до разговора с так называемым «сотрудником банка», то помните, что есть информация, которую вы не должны рассказывать никому и никогда, даже представителям банка. Вас могут попросить назвать номер карты, имя и адрес держателя, срок действия, кодовое слово, но ни один сотрудник банка никогда не попросит вас назвать свой пароль или трехзначный CVV2 код — за это сотрудник будет тут же уволен.