Александр Митта: Не жалею, что увёл жену из семьи!

Накануне 80-летия режиссёр рассказал о том, как разбил брак «королевы стиляг»

Накануне 80-летия режиссер рассказал о том, как разбил брак «королевы стиляг»

Во многих своих фильмах замечательный режиссер Александр МИТТА загоняет героев в углы любовных треугольников. Оно и понятно - о такой мучительной геометрии Александр Наумович знает не понаслышке: он сам когда-то увел свою будущую жену Лилию МАЙОРОВУ у другого мужчины.

Мы встретились с Александром Миттой у него дома в Москве, на Малой Грузинской улице. В свое время эту квартиру режиссеру помог получить его друг Владимир Высоцкий. В ней хозяин проводил застолья, на которых частенько кутили Высоцкий с Мариной Влади.- Александр Наумович, вы начинали творческий путь с картин о подростках «Друг мой, Колька!» и «Звонят, откройте дверь». Какое у вас было отношение к пионерской организации?- Время пионерии - самое счастливое в моей жизни. В городской Дворец пионеров съезжались самые активные ребята. Я записался одновременно во все мастерские: театральную, скульптурную, литературную. Не взяли только в вокальную студию, поскольку ни слуха, ни голоса у меня не обнаружили. Интересные годы, хотя и голодные. Как сейчас помню, в 43-м в буфете нам давали напиток какавелла из остатков какао - им кормили скот, чтобы быстрее рос. В фильме «Друг мой, Колька!» - двойной смысл. С одной стороны, показана пионерская ячейка, а с другой - история о том, как власти ломают человека. Но поскольку нас поддержал ЦК комсомола, разрешили снять дебютную картину с такой темой.

С женой Лилией МАЙОРОВОЙ Александр МИТТА прожил всю жизнь

- У вас сохранился позитивный взгляд на жизнь - это прослеживается во всех картинах. А ведь в годы репрессий ваши родные пострадали.- Мою мать посадили в 1937 году на десять лет. Она была партийным работником, очень красивая, ее фотографировали на политические плакаты как рабфаковку. Из-за этого и пострадала. За ней приударил местный энкавэдэшник, и она его привела на партячейку. На собрании неожиданно две работницы встали и заявили, что моя мама говорила антисоветские лозунги. Спустя время мы с отцом пришли к ним в общежитие. Они заплакали и признались, что их заставили оговорить мать, грозили отправить обратно в деревню. А там голод. Мама отсидела десять лет на Колыме, вышла на свободу и через два года умерла. Никогда об этом не рассказывал: в 1947 году ее хотели повторно посадить, а она забеременела. Мать не выдержала и покончила с собой... Отец всю жизнь жил один и только на старости лет соединился с другой женщиной. Меня же воспитывала родная тетка, работавшая главным врачом в тульской больнице.Я посвятил теме репрессий фильм «Затерянный в Сибири». Главный герой должен был быть евреем, но продюсер решил, что это будет история о пленном англичанине, которого советские спецслужбы обвинили в шпионаже. Фильм не прошел в России в широком прокате, но его показали в Европе.

В молодости Лилия считалась «королевой стиляг». А Саша был тихоней

Свадебные веники

- Вы по природе однолюб? Готовы на все ради любви?- Да. Я увел жену у другого. Муж Лили, Игорь, работал корреспондентом газеты «Правда». Все у них складывалось неплохо, пока я не пришел в издательство работать карикатуристом.Дело было так. Я сочинял комиксы, которые были в то время очень популярны среди школьников. Лиля считалась очень уважаемым автором в детском мире. Она придумала книжку-раскладушку. И вот редакторы попросили меня написать для ее книги текст. Просто им не нравился ее муж. Мы зароманились, а книжку так и не сделали.О нашем романе очень быстро поползли слухи. Игорь как-то пришел ко мне в коммуналку с целью разобраться по-мужски. Увидел клетушку в пятикомнатной квартире, где стояли пять столов, заваленных рукописями, и маленький диванчик. Ему стало меня жаль. Игорь был здоровым, выше ростом: если бы меня ударил, превратил бы в кусок мяса. Мы поговорили. Он решил, что Лиля перебесится и вернется. Взял ее под строгий контроль: отвозил на машине на работу и домой. А я ходил по редакции печальный.Исход ситуации решил случай. В то время, в 1957 году, за продуктами приходилось стоять в очередях. И вот мы втроем оказались в одном месте. Лиля отправила Игоря в кассу, а сама заняла очередь за колбасой, где и я стоял. Больше она к нему не вернулась.

За свою жизнь режиссёр снял почти два десятка картин

- Наверное, обманутый муж чинил вам всяческие препятствия?- Два года Игорь не давал Лиле развода. У нас уже сын Женя родился, а все штампа не стояло. Сразу и развод оформили, и я усыновил ребенка. Помню, когда Лиля забеременела, ее Театр Образцова уезжал на гастроли по Америке. В те времена, в 1958-м, это гарантировало, что ты вернешься с мешком денег - купишь машину и квартиру. Лиля в театре была на хорошем счету: ремонт кукол, замена. Артисты уговаривали ее сделать аборт, но Лиля пожертвовала Америкой.- Свадьбу-то сыграли?- Расписались тихо. Мы даже никогда не носили колец. Помню, в загс пришли с друзьями из бани - поскольку цветы были большой редкостью, то приехали с двумя банными вениками. Лиля мне 50 лет напоминает об этих букетах. Теперь я каждый год на ее праздники всю квартиру цветами заставляю.- Как сложилась жизнь первого мужа Лили?- Игорь женился, детей нет, одно время запил сильно, несколько лет назад умер. Интересно, что сначала мы получили квартиру на Малой Грузинской, а потом Игорь переехал на этаж ниже в наш же подъезд. Но мы нормально с ним общались.

«Друг мой, Колька!»

- После замужества ваша супруга продолжала заниматься куклами?- Лиля слыла идеологом стиляг, их королевой. Когда Валерий Тодоровский снимал фильм «Стиляги», у нее консультировался. Лиля, будучи художником, изобрела те самые платформы, считавшиеся пиком моды стиляг. А один армянский сапожник начал по ее эскизам изготавливать туфли. Он, говорят, озолотился на этом деле. Еще Лиля придумала прозрачный плащ из пластика - это был писк моды. Жена Эльдара Рязанова специально на полчаса раньше выходила из дома, чтобы увидеть, как Лиля пройдет по улице. В то время тушь было не достать, так стиляги наносили на ресницы спичками гуталин. Кроме того, все стиляги ходили со сверкающими волосами. Это Лиля в Театре кукол Образцова отсыпала цветной пудры и кропила ею девушек. У нее свой мир. Лиля ни разу не была у меня на съемочной площадке. Деловая женщина - я не зарабатывал столько денег, сколько она! Но меня это не смущало. А еще у жены жесткие правила: не терпит меня на кухне. Говорит: «Ты не баба!»

«Звонят, откройте дверь»

Обиды Влади

- Правда, что сценарий фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» сын барда Никита приносил сначала вам?- Да. Одно время я даже работал на этой картине. Но это фильм продюсерский, поэтому решение, кто будет режиссером, принималось из других соображений. Я действительно единственный во всей команде, кто знал лично Высоцкого и дружил с ним. Но у меня было представление о нем, основанное на воспоминаниях, а продюсеры не видели ценности в тех подробностях, которые я знал. Когда они сделали просмотр для Владимира Путина, пригласили и меня в знак уважения. Могу сказать: фильм серьезный и тщательно сделан. Президент, кстати, фильм хвалил.- В фильме показали самое скандальное: наркоман, любовница, КГБ. Неудивительно, что Влади обиделась.- У меня возникла идея ввести в сюжет Марину Влади. Но она не захотела: «Делайте все что хотите, но чтобы меня там не было!» История с Оксаной, которая потом стала женой Лени Ярмольника, правдивая. Она действительно любила Высоцкого и рисковала, принося ему наркотики. Но не думаю, что Володя, если бы был жив, остался с ней и ушел от Марины.

«Гори, гори, моя звезда»

- Вы дружите с Влади?- Да. Высоцкий обязан ей десятью годами жизни. Она положила на это свою карьеру. Прилетала из Франции по первому зову. У нее были контакты со всеми больницами. Кстати, мой двоюродный брат делал Володе в госпитале МВД антиалкогольные «подшивки». За это его выгнали. Он устроился потом в другую больницу.- Влади как-то сказала, что в России ее оскорбили...- На Россию у Марины заслуженная обида. Главный человек, который распоряжается памятью мужа, - жена. Тут Влади права. Но она не понимает, что в России рулит тот человек, который имеет вес. В итоге именно Иосиф Кобзон выбил Володе место на Ваганьковском кладбище. Марина обиделась из-за памятника: хотела один, Кобзон - другой. Влади долгое время не приезжала в Россию, а не так давно побывала со спектаклем, так ее с деньгами обманули.- Вернемся к вашему творчеству. Какая ваша картина вам больше всех дорога?- «Гори, гори, моя звезда». Ее с трудом выпустили на экран и на фестивали не выпускали. Единственная страна - Германия. Там она, кстати, имела успех.

«Экипаж»

- Знаю, что вы монтируете новый фильм.- Это так. И рассчитываю на прокат в Европе. В России снимать кино - безумие. Государство не поддерживает, Интернет ждет, чтобы ограбить. Поэтому фильм «Шагал и Малевич» буду прокручивать в Европе. В картине показана никому не известная история. Марк Шагал создал в Витебске центр искусства. Пригласил туда Казимира Малевича, который увлекался авангардом. А потом Малевич с помощью учеников выгнал Шагала из школы.- Обязательно посмотрю. Крепкого вам здоровья и реализации творческих планов, Александр Наумович!

«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Только за эти пять фильмов Александр Наумович заслужил памятник при жизни