Винные забавы. Как маркетологи заставили весь мир пить невкусную кислятину

Если ты француз и у тебя есть виноградник - не пропадешь, ведь уже географическое происхождение напитка указывает на его качество. Так считали и виноделы региона Божоле. Однако их продукт - молодое кислое вино с цветочно-фруктовыми нотками - отчего-то плохо раскупался. Разве что алкоголики готовы были выпить бутылку-другую, если больше ничего нет. А к весне отказывались и они: напиток превращался в мерзкий уксус. Все вложения и труды виноделов сливались в унитаз - в буквальном смысле. И тогда за дело взялись маркетологи.

Чтобы продать не самый качественный товар, надо выпятить его сильные стороны или превратить недостатки в достоинства. В регионе неустойчивый климат, лоза часто болеет, а виноград плохо вызревает? Применяем ускоренную технологию, добавляем сахар и дрожжи и делаем готовый продукт за 1,5 месяца. Он плохо хранится и его на законодательном уровне запретили продавать позже 1 марта следующего года? Значит, надо все выпить раньше. Как заставить людей глотать это пойло? А давайте устраивать праздник молодого вина и рассказывать, что это древняя традиция! Этакий винный Новый год.

 

И вот уже весь мир знает, что в третий четверг ноября (в этом году он приходится на 16 число) магазины и рестораны взорвутся слоганом: «Божоле нуво прибыло!» Молодое вино польется рекой, и за неделю празднеств, конкурсов, спецпредложений уйдет большая часть товара. Впрочем, бутылки прошлого урожая будут стоять в магазинах до следующего - авось кто и соблазнится.

 

Сами французы божоле нуво почти не пьют. Зато туристов разводят: цены на ноябрьские туры с посещением виноделен в период праздника молодого вина сравнимы со стоимостью рождественских и новогодних путевок. Особенно восприимчивы оказались японцы и корейцы, которым проще всего продавать примитивное на вкус вино втридорога, сдирая до 150 евро за бутылку.

 

Впрочем, и у нас праздник прижился. В последние годы серьезные профессионалы винного рынка отказываются иметь дело с божоле нуво - несолидно. Но многие заведения по привычке закупят партию «нового». В общем-то, ничего ужасного в этом празднике нет. Главное, помните:

  • Вино очень легкое, пьется как компот. Дабы наутро не проснуться с раскалывающейся головой, знайте меру (вы же помните, что чрезмерное употребление алкоголя вредно для здоровья, правда?).
  • Красная цена божоле нуво - 1 - 2 евро за бутылку. В нашем случае - рублей 400 - 600. Тысячу рублей, а тем более выше, как в некоторых магазинах, оно не стоит.
  • Божоле нуво нынешнего урожая в следующем году покупать не надо.
  • Регион Божоле - часть Бургундии, славящейся своими винами. В нем выращивают виноград сорта «гаме». Оба -  и регион, и виноград - незаслуженно теряют репутацию из-за божоле нуво. А ведь там производят хорошие выдержанные вина с элегантным букетом. Просто надо выбирать божоле вилляж или божоле крю.
 

Достаточно одной таблетки

Авокадо нынче частый гость на кухне, несмотря на пресный вкус, неудобную скользкую мякоть и непрезентабельную внешность. И это плод еще имя сменил. Раньше звался аллигаторовой грушей, и с таким названием купить его мог бы лишь большой любитель экзотики. Так что маркетологам, которых наняли владельцы плантаций этой ягоды, пришлось потрудиться.

После смены названия решили играть на основном свойстве - жирности. Купленные диетологи рассыпались в комплиментах полезному жиру, и американцы так подсели на авокадо, что за десять лет с первой рекламной кампании его продажи выросли впятеро. Для повышения узнаваемости из авокадо сделали веселый персонаж и стали лепить на футболки, носки, блокноты и т.д.

Плюс в том, что продукт и впрямь полезный. Но существуют ограничения: авокадо не стоит есть беременным, маленьким детям, аллергикам и тем, у кого проблемы с печенью. Остальным - соблюдать меру, не более половины плода в сутки.

Под плантации авокадо массово вырубаются леса в Южной Америке и Африке, а растят его с использованием больших объемов химикатов. Так что, поедая полезный продукт, мы наносим огромный урон экологии.

 

Гениальный ход рекламщиков 1960-х: в ролике герой будет разводить в стакане две таблетки Alka-Seltzer, хотя для нужного эффекта достаточно одной. Его потом многие переняли. Скажем, положить в рот две подушечки жвачки или дважды намылить голову шампунем. Потребитель даже не задумывается, что его волосы и после первого раза станут чистыми. Продукт расходится вдвое быстрее, и покупатель бежит за новым.

В момент появления Red Bull рынком уже правили Pepsi и Coca-Cola. Тогда все подобные напитки предлагались как тонизирующие и стимулирующие, так что надо было придумать, как подвинуть этаких монстров. Основу стратегии продвижения разработал сооснователь компании Дитрих Матешиц, на первый взгляд, делавший непопулярные шаги. Уменьшить объем банки, сделать ее похожей на батарейку, поднять в два раза цену и заплатить ретейлерам, чтобы ставили напиток не среди напитков, а в неожиданных местах - у кассы, рядом с кондитерскими изделиями или, например, снеками. А еще Red Bull ящиками завозили в места обитания студентов и поначалу раздавали бесплатно. Так из него слепили культовую газировку.



*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов