Кустинская пыталась женить на себе патронажного брата
74-летняя актриса искала панацею от всех болезней в сексе
Роскошная женщина, талантливая актриса Наталья КУСТИНСКАЯ не дожила до своего юбилея несколько месяцев. В апреле ей бы стукнуло 75. Но после тяжелой травмы Наталья Николаевна так и не встала. В начале декабря 74-летняя актриса впала в диабетическую кому и не вышла из нее. Не суждено было ей отметить круглые даты картин, которые принесли ей популярность. Ровно полвека прошло со дня выхода фильма «Три плюс два», 40 лет не сходит с экрана неподражаемый «Иван Васильевич меняет профессию», 30 лет назад закончились съемки телесериала «Вечный зов». В последний год жизни неотлучно рядом с Кустинской был патронажный брат Гильдии актеров Андрей АСЕЕВ. Об этом периоде он рассказал «Экспресс газете».
- «Я поправлюсь, Андрей! И мы с тобой обязательно сходим на Патриаршие пруды. Там есть прекрасный ресторан. Так хочется встать и пожить той жизнью, которой я когда-то жила. Я еще буду в фаворе! Всем покажу, на что способна!» - цитирует слова актрисы Асеев.
- Андрей, как вы познакомились с Натальей Николаевной?
- Меня отправили к ней по работе. Сначала Кустинская приняла меня настороженно. Я видел, как она меня с любопытством разглядывала. Первое время я привозил лекарства и уезжал. Но однажды она упала и ее ноги попали в батарею. Никого рядом не оказалось. Так она пролежала несколько часов. Терпела невероятную боль. Ее тело стало сплошным синяком. После этого случая я ее уже не покидал надолго. Жил в ее квартире. Она совсем не вставала с постели. Так прошел год. Мы с ней подружились. Она терпеть не могла, когда ее звали по имени и отчеству. «Называй меня Наташа, - велела Кустинская. - Я всегда молодая! Николаевна - фу, какой официоз!»
Я советовал ей взять сиделкой женщину, но она отказывалась. «Женщина не справится со мной, - говорила она. - И потом, Андрей, мне с женщинами неинтересно!» При этом Наталья Николаевна любила, чтобы с ней поговорили о моде, кулинарии. Она с удовольствием смотрела передачи на эти темы. Но больше всего обожала детективы. Смотрела их взахлеб и задолго до конца фильма раскрывала преступление.
В 1960-е годы французский журнал «Кандид» включил КУСТИНСКУЮ в десятку красивейших актрис мира |
- Она не хотела мириться с угасанием. Эта женщина умела отгонять от себя плохое настроение. Когда она узнавала о смерти кого-то из коллег, то какое-то время сидела в оцепенении, а потом встряхивалась и испытывала жажду деятельности. «Андрей, давай приготовим новое блюдо, - говорила она. - Смотри, какой интересный рецепт я нашла». Этими новыми впечатлениями, пусть даже в еде, она пыталась обновить себя. Однообразие ее убивало. Не представляю, как такая эмоциональная женщина могла пролежать в постели столько времени. Это было невероятно тяжело. Но она делала вид, что ничего не происходит. Даже при сильных болях никогда не отменяла педикюр и маникюр - мастер приходил домой. Она любила, чтобы у нее были только длинные ногти и обязательно накрашенные.
При мне она еще могла остаться без парика, но, когда кто-то приходил, обязательно его надевала. Волосы у нее были не очень хорошие. Она говорила, что ей испортили их на съемках.
С этим париком у нас случались казусы. Она не выносила жару и снимала парик, когда гость выходил из комнаты. Впопыхах забывала о нем, чем удивляла человека, который пять минут назад видел ее другой. Тогда она начинала хохотать. Не боялась над собой смеяться. Ей, кстати, было присуще потрясающее чувство юмора.
Наталья Николаевна была пылкой в любви женщиной: только официально она побывала замужем шесть раз, а уж сколько случалось стихийных связей... |
Бывшие мужчины
- 20 с лишним лет Кустинскую не снимали. Как она жила на мизерную актерскую пенсию?
- Наталья не испытывала нужды. Но жить с ее запросами даже обеспеченному человеку непросто. Она любила с шиком одеться и вкусно поесть. И ей это удавалось! Деньги ее любили. Они к ней рекой текли. Тут она еще меня к себе пригвоздила и поняла, что надо кормить. Тогда она всех раскрутила: и телеканалы, и глянцевые журналы, и газеты. Андрей Малахов снимал передачу у нее дома. Она с этой программы стрясла 60 тысяч, за интервью глянцевому журналу ей заплатили 30 тысяч. Даже с газетчиков она умудрялась стряхивать по пять - семь тысяч. Каждый год в день рождения сына Мити приходил человек от Кристины Орбакайте (с ней Митя снялся в фильме «Чучело») и оставлял пухлый конверт с деньгами.
- Наталья Николаевна смело рассказывала о своей личной жизни...
- Незадолго до смерти она призналась, что зачем-то лукавила перед журналистами, когда называла космонавта Бориса Егорова самым желанным мужчиной в своей жизни. По ее признанию, единственным человеком, которого она любила и от которого хотела родить, был дипломат Олег Волков. Она и родила от него Митю. «Олег не был звездой, - делилась Наталья. - Но он был мне близок по духу. С ним мне было хорошо и в быту, и в постели. А с Егоровым мы перестали любить друг друга. Он оказался человеком непорядочным».
Опекун актрисы Андрей АСЕЕВ ухаживал за тяжело больной Натальей Николаевной, вёл с ней задушевные беседы, но ничего лишнего ей не позволял |
Мужские измены были для нее трагедией, предательством, а свои адюльтеры она считала невинным флиртом. Мы с ней часто спорили об этом. «Андрей, - говорила она, - если я человека разлюбила, то пошел он вон!» Такой категоричной она была только с любовниками. К другим относилась с пониманием. У нее была нянечка Маруся. Эта женщина приобщила ее к церкви. И Наташа по жизни пронесла жалость к обездоленным, обиженным судьбой, неполноценным людям. Но к «вчерашним» мужчинам у нее не было жалости.
Были у нее, правда, моменты, когда она звонила своим «бывшим». Долгие телефонные разговоры вела с Меньшовым и Баталовым. «Давай-ка, - говорила она и лукаво улыбалась, - позвоним сегодня Володе Меньшову». После часового разговора с ним она признавалась, что Вера Алентова ее на дух не переносит.
С Баталовым у нее были разговоры творческого характера. Ей нравилось хвалить его за роль Гоши в картине «Москва слезам не верит». Ее забавляла реакция Алексея Владимировича на это: «Да там играть нечего было! Подумаешь, изобразил влюбленного слесаря».
Последней любовью КУСТИНСКОЙ стал молодой ярославский поэт Алексей ФИЛИППОВ. Фото из личного архива Алексея ФИЛИППОВА |
Ждала любви
- Неужели бывшие воздыхатели не предлагали ей сыграть хоть крошечную роль?
- «Никогда не смогу сыграть продавщицу или уборщицу», - это ее слова. Не хотела она маленьких ролей. До последнего надеялась получить главную роль. «Я всегда звезда! Я всегда победительница», - с этими словами Наташа жила до последней минуты.
Даже лежа в кровати она оставалась очень энергичной. Однажды к ней приехала «скорая». Доктор имел неосторожность сказать, что она грузная. «Вы что такое говорите?! - завелась она. - Я всегда вешу 60 килограммов!» Как она на них кричала!
- Кого из коллег она считала по-настоящему талантливыми актерами?
- Никого! Она смотрела сериалы и плевалась, говорила, что все вокруг бездари. Для нее кумирами были Брижит Бардо и Элизабет Тейлор. Из наших она хорошо отзывалась о Мордюковой. Но о ней скорее не из профессионального интереса. Они любили перемыть косточки мужчинам. Наталья по ней скучала и сочувствовала, что первый муж Нонны Вячеслав Тихонов был абсолютно флегматичным в постели. «Вот поэтому, - говорила Кустинская, - Нонна и бросила своего Славу».
- Были у Натальи Николаевны запретные темы для разговоров?
- Она уходила от бесед о сыне. Единственное - просила, чтобы ее похоронили рядом с ним. Еще не любила разговоров о Наталье Фатеевой. Она так и осталась в уверенности, что та навела на нее порчу за то, что она отбила у нее мужа - космонавта Егорова. «Почему я так болею? - негодовала она. - Я же никому ничего плохого не делала!» Порой она хотела услышать мое мнение. И тогда я делился тем, что неправильно она сделала, на мой взгляд. «Андрей, при чем здесь аборты? - искренне недоумевала она. - Меня никто не предупреждал, что это плохо».
- За полтора года до ухода Наталья Николаевна мне признавалась, что собирается выйти замуж.
- Да. Она ждала ярославского поэта Алексея Филиппова. А он все не ехал. Наташа мне рассказывала, как они ночи напролет говорят по телефону. Общение с мужчинами для нее было очень важно. Отчаявшись дождаться Филиппова, Наташа часто предлагала, чтобы я женился на ней: «Андрей, у нас будет бизнес. Знаешь, как здорово мы заживем! Я встану, и мы купим машину. Соглашайся на мне жениться. Давай я тебя устрою на хорошую работу!» Обещала оставить мне свою квартиру. Но и без свадьбы потом сказала, что отпишет на меня жилплощадь, да не успела.
Она была осторожным человеком. Несмотря на наши доверительные отношения, все равно боялась обмана. В те минуты, когда разговоры заходили о моей женитьбе на ней, я ее подчеркнуто называл по имени-отчеству, напоминал, что я на работе. Должен сказать, что ее изумляли мои отказы: «Ты какой-то не такой, Андрей! Все мужчины меня хотели, а ты нет! Почему ты так себя ведешь, нам же обоим будет хорошо».
Слово «секс» в своей речи она не употребляла. «Любовью надо заниматься», - говорила она. Секс она считала панацеей от всех болезней. Наташа искренне верила, что, как только к ней прикоснется мужчина, она сразу выздоровеет. До последнего вздоха она жаждала любви.