Мария Ватутина. Письмо поверх письма. Поэзия.doc

Мария Ватутина
Мария Ватутина
Уже на этой неделе на сцене Нового Театра под руководством Эдуарда Боякова состоится премьера спектакля «Мария Ватутина. Письмо поверх письма».

Поэтический проект «Поэзия.doc» реализован при поддержке Президенсткого фонда культурных инициатив и уникален тем, что он даёт зрителю проникнуть на творческую кухню поэта - поэта вообще и конкретного современного автора, в частности. Это рассказ о ныне живущем поэте от первого лица. Чтобы у общества вновь появился поэтический слух, то есть умение воспринимать поэзию, важно показать природу поэтического дара, а значит, и судьбу автора.

Живой закапывали в жизнь, и мертвой доставали.
Просила я: «Остановись!» – Но медленно Земля
Крутила жернова, и ввысь меня стихи слагали
В поленницу: гори, ершись, над бездною крыля.

Эти и другие строки стихов поэта Марии Ватутиной не оставляют равнодушными никого. Мария Ватутина – «поэт высокого уровня версификации и эмоционального напряжения», так характеризуют ее издатели. Поэтические сборники Ватутиной становятся бестселлерами, каждой новой книги читатели ждут с нетерпением, творческие вечера в разных городах России проходят с аншлагами.

Спектакль Нового Театра - не поэтический вечер, не творческая встреча и не выступление поэта «у памятника Маяковского». Это художественное высказывание, драматическое произведение, в котором поэт – герой, персонаж, характер.  Со своей судьбой, личной драмой, историей, с тем «сором», из которого, по словам Анны Ахматовой, растут стихи, «не ведая стыда». Спектакль – откровение, в котором жизнь живого поэта рассказана языком театра. Спектакль, в котором причудливо соединяются документальность и игровой театр, в котором синтезируются изысканная поэзия и правдивый рассказ о человеке, «основанный на реальных событиях». Спектакль, где на сцене прекрасный поэт Мария Ватутина выясняет отношения с прекрасными артистами – Дарьей Дуженковой и Валентином Клементьевым.

Художник Алиса Меликова выстроила на сцене Пространство Поэта – сочетание мира внутреннего, в котором густой туман заволакивает поле, теплый свет горит в окне, «где опять не спят», где на самой гулкой улице поэт остается наедине с собой, в гармонии с космосом, и мира внешнего – жесткого, яркого, геометричного, где каждый заключен в свою нишу. И все же граница между ними – зыбкая и неустойчивая: так поэтическое сознание интегрируется с действительностью, и рождает еще один мир, в котором реальность и фантазия образовали новую субстанцию.

Вот мясо сочное в золе и жиром жалит руки. 
Вот абажур горит во мгле над кройкой и шитьем.
Вот между строчек на столе произрастают звуки,
А я глуха, а я в стекле – домашинка с дитем.

Эдуард Бояков, художественный руководитель театра: Как бы мы ни любили прозу или драму, поэзия – высшая форма литературы. Соответственно, поэтический театр - высшая форма искусства.

Для артиста невероятно важно иметь этот опыт, быть постоянно погруженным в поэтическое пространство. Потому что по законам поэзии существует не только сама поэтическая строфа, но и архитектура, композиция, картина, мизансцена, дубовый лист, перо павлина, снежинка: уникальность и непостижимость и в то же время повторяемость приема, совершенство формы. Современная поэзия помимо красоты еще дает нам уникальную информацию о сегодняшнем времени и сегодняшнем языке. Причем в предельно сжатом, концентрированном виде. Поэтическая строфа способна  объяснить  больше,  чем  многотомный роман. И потому сама формулировка – Поэзия.doc. – отражает парадоксальное сочетание документальности и художественности.

Я - белый лист, я – бросила Эдем
С одним грехом и сонмом наказаний.
Пиши меня, читай меня и тем,
И этим, я – наслойка мирозданий,

Я новое письмо поверх письма.
О, время, ты потом сотрешь и это!
Какая нынче детская зима,
Как будто бы и впрямь зачин сюжета.

Алексей Зензинов, автор пьесы: Зачем известному поэту выходить на сцену, чтобы сыграть самого себя в документальном спектакле? Все слова, которые произносит герой, не придуманы драматургом, а взяты из расшифровок интервью того же поэта. Почему этот жанр, имеющий название вербатим, то есть «дословно», может быть интересен зрителю?

Во-первых, публика любит наблюдать, как известные личности попадают в трудное положение – а что может быть труднее, чем откровенно-исповедальный рассказ о самом себе? Во-вторых, вербатим фиксирует изменчивость бытия: начни драматург беседовать с героем в другое время и в других обстоятельствах, и будут получены иные ответы – по формулировкам и по эмоциональной окраске. А в-третьих, поэт, говорящий прозой, это яркий вербальный аттракцион, тем более, что стихи в спектакле всё-таки будут звучать.

Мария Ватутина - известный поэт, лауреат множества премий, автор стихов, которые посвящены простым людям и настоящим героям - обитателям мегаполисов и деревень, бойцам, участвующим в спецоперации и пенсионерам, художникам и журналистам. Её ценят коллеги по цеху, ее любят читатели, живущие по всей России. Вместе с товарищами Мария стремится вернуть в жизнь гражданскую поэзию, отражающую наше полное драматизма время.

Мария Ватутина, поэт, герой спектакля: Счастье – это когда на твоем веку сбывается твоя большая мечта. У поэта одна мечта – увидеть свои стихи переданными читателю. Для этого нужно выполнить много условий. И главное – не бросать своей мечты, делать всё, чтобы цель была достигнута. Общими усилиями творческих людей, любящих Россию, к народу возвращаются поэты. Словно изгнанные когда-то из культуры и публичного поля, они с началом СВО были услышаны, и их призвали назад: вы нужны людям.

Это и была моя мечта: чтобы современные поэты, большие мастера и молодые замечательные стихотворцы имели возможность отдать своё творчество людям. Поэтический проект «Поэзия.doc.» - уникален тем, что он даёт зрителю проникнуть на творческую кухню поэта – поэта вообще и конкретного современного автора, в частности. Это рассказ о ныне живущем поэте от первого лица. Для того чтобы у общества вновь появился поэтический слух, то есть умение воспринимать поэзию, важно показать природу поэтического дара, а значит, и судьбу автора.

Я часто думаю: может, правы либеральные деятели, считающие, что традиционная русская просодия изжила себя, и надо ее заменить на свободный стих, заумь, разрушение гармонии звучания русского слова. Но – нет, конечно. Они – хитрецы. Вместо того чтобы предлагать развитие традиции, они предлагают заменить русскую традицию чуждыми нам экспериментами, выхолащивающими смыслы. В проекте «Поэзия.dос.» у зрителя есть возможность узнать своих поэтов и поверить в то, что русская поэзия жива.

12+