Вход на спектакль «Неформат» разрешен только умному зрителю
Если по классику, «театр начинается с вешалки», то спектакль «Неформат» начинается после нее, когда зритель раздумывая выходит на улицу, приходит домой не думая о вкусном ужине, а просыпается с «послевкусием от постановки».
На сцене театра «У Никитских ворот» прошла новая премьера – спектакль «Неформат», где само название говорит об отсутствии сложившихся правил.
Режиссер сразу предупреждает зрителя – «беззаботного отдыха не будет – спектакль для умного и думающего человека» и не ошибается, зрители внимательно слушают каждое слово, анализируют – от жеста и мимики до монологов, раскрывающих внутренние переживания героев.
НЕ так, как обычно
Здесь все необычно – от света рамп, направленных в зал, чтобы актеры смогли увидеть глаза своего зрителя, до режиссера спектакля - заслуженного юриста РФ, знатока «Что? Где? Когда» Михаила Барщевского, который негласно становится актером невидимого спектакля.
«От Марка Розовского я услышал фразу Пушкина: «Судить автора надо по тем законам, которые он сам установил. Я установил сегодня вечером закон: «Неформат», - обратился к зрителям со сцены, перед спектаклем, Барщевский.
Вместе с заслуженным артистом России, Денисом Юченковым, Михаил Барщевский наблюдает за постановкой из зала, сидя за режиссерским пультом на первом ряду и после каждого сыгранного эпизода, поднимаясь на сцену, чтобы обсудить его с актерами.
В новой работе Барщевского нет специально изготовленных декораций, по его словам, единственным продуманным элементом становится телевизор, который символизирует «окно в мир» и сейф, как «Чеховское ружье», а все остальные детали не подбирались и не изготавливались специально.
«Для меня важно, чтоб спектакль не был «басней Крылова, где в конце зрителю идет разжевывание - «мораль сей басни такова». Наш зритель должен выходить из театра и думать, размышлять, спорить - кто прав из двух героев. У Станиславского есть выражение «Театр начинается с вешалки», а в моем случае, спектакль также начинается с вешалки, но только в обратном порядке - когда зритель выходит из зрительного зала, идет в гардероб и приходит домой. Тогда начинается самое интересное – анализ спектакля. Это ценно», - отметил Барщевский после премьеры.
Отцы и дети – кто прав
Перед началом действа режиссер со сцены предупреждает, что «очень не любит эффект обманутого ожидания и хочет сразу предостеречь зрителя, что все, что будет происходить на сцене – не есть спектакль, в обычном значении этого слова, - все будет не так, все не по правилам».
И, действительно, перед зрителем разворачивается вечный конфликт поколений, где все правы и у каждого своя жизненная позиция.
На сцене двое - молодой художник (артист Игорь Скрипко), чьи старания не оцениваются по заслугам и богатая пожилая дама (заслуженная артистка России Ольга Лебедева), имеющая возможности для безбедного существования, вступают в диалог о ценностях жизни, рассуждая о праве и марале, пенсионном возрасте и термине «презумпция».
В углу сцены стоит сейф, на который мало кто обращает внимание, но именно он становится главной мишенью второй половины спектакля. Именно сейф, где хранятся дорогое бриллиантовое колье становится еще одним пунктом для размышлений, вилкой для выбора - богатой жизни или путем для угрызения совести на всю оставшуюся жизнь.
Забрать их — для художника означает решить свои финансовые проблемы, добыть деньги, на которые он сможет «творить».
Таджикистан рулит!
Ярким образом спектакля становится уборщица театра Зухра (актриса Яна Прыжанкова), которая приехала из Таджикистана и пытается, вперемешку с мытьем пола в театре, разобраться в происходящем на сцене. В какой-то момент даже давая рекомендации артистам и делая выводы, создавая свой «свод правил» обычного человека.
В спектакле даже есть момент, когда режиссеры – Барщевский и Юченков, покидают свой пульт и за ним остается уборщица Зухра, как тайный знак – сможет ли «каждая домохозяйка управлять государством».
Смех и глубокие раздумья
Спектакль не лишен юмора. Со сцены звучат афоризмы: «Война - это Шульженко, а мирная жизнь - Ольга Бузова» или «Отбрасывает культуру как ящерица хвост».
В самом конце Барщевский вышел на сцену и подвел невидимую черту - у каждого из присутствующих своя правда и каждый по-своему прав.
«Мы все время спорим, из-за чего расстаемся с друзьями, а много ли мы знаем… и правы ли мы – решать вам», - резюмировал режиссер.
Увидеть следующий спектакль можно 26 января в