Смертельное одиночество Наталии Богуновой
До последнего вздоха звезда самого популярного советского телесериала «Большая перемена» мечтала обрести любовь
Во время отдыха на Крите внезапно умерла 65-летняя актриса Наталия БОГУНОВА. Та самая Светлана Афанасьевна, жена Ганжи из «Большой перемены». В 1987 году она ушла из Театра им. Моссовета и вскоре перестала сниматься в кино. Несмотря на безденежье, Богунова оставалась остроумной и симпатичной женщиной, не потерявшей вкуса к жизни, мечтающей обрести простое женское счастье. Воспоминаниями о яркой актрисе мы попросили поделиться ее друзей и коллег.
У Наташи с детства был интерес к половой теме
- В 10 лет я поступила в балетную школу при Мариинке. Через год в класс пришел знаменитый режиссер Игорь Таланкин. Нас всех, 11-летних детей, собрали в пионерскую комнату, чтобы он выбрал себе для съемок в фильме «Вступление» маленькую актрису. Я сниматься не собиралась. Но меня выбрали... Мне эта взрослая жизнь понравилась. Режиссер Калик взял меня сниматься в картину «До свидания, мальчики». Мне уже было 14 лет. Балет мой кувырком полетел. Я растолстела, сбить вес было невозможно. Мы уехали на съемки в Евпаторию на полгода. На море. В нашем фильме снимались Женя Стеблов, Миша Кононов, Николай Досталь, Аня Родионова и Вика Федорова. Они были гораздо старше меня, кажется, даже школу окончили, у них была своя взрослая жизнь, свои интересы.
Наталия БОГУНОВА |
Евгений СТЕБЛОВ, актер:
- Перед началом съемок режиссер взял с нас, парней, расписки, что мы Богунову не тронем. У многих из нас и мыслей подобных не возникало, она же еще несовершеннолетней была, казалась трогательной и смешной. Но у Наташи к половой теме интерес проявлялся. Например, она у Миши Кононова расспрашивала, какие позы бывают при контакте мужчины и женщины. А обо мне всем гадости говорила, видно, нравился ей. Девочки-школьницы, когда им симпатичен мальчик, часто себя так ведут. Вечерами после съемок мы собирались, покупали дешевое вино, а ее не приглашали. Наташа переживала. Один раз напилась в одиночку и зазывала меня к себе. Я не пошел, зато меня Коля Досталь заменил. Не знаю уж, что они там делали. Может, целовались, не более. Вскоре мне предстояло играть с Наташей сцену интимной близости, первый раз в советском кино. Снимали символически, без подробностей, и тем не менее зрители должны были понять, что девочка стала женщиной, невинность потеряла. Сыграли, посмотрели материал и ахнули: все выглядело жутко вульгарно. И тогда художник по костюмам надел Наташе платок на лоб по-бабьи. Оказалось то, что нужно! Пересняли на крупных планах: Наташкина голая спина, песок, отблеск солнца, и эта косынка на ней. Получилось красиво. Вся эротика мной была сыграна, а позже и голосом актрисы Лены Корольковой - героиню Богуновой она озвучила.В фильме «До свидания, мальчики!» юная Наташа играла любовь с 19-летним Евгением СТЕБЛОВЫМ (1964 г.) |
Мама актрисы выпала из окна во время ссоры с ней
- Экстерном я окончила школу и поступила во ВГИК... После института по конкурсу прошла в Театр им. Моссовета. Попросила своего однокурсника Толю Веденкина помочь мне показать отрывок из нашего дипломного спектакля «Стеклянный зверинец». Обещала Толе ящик водки, если он придет трезвый. Но за день до показа Толя здорово выпил и, чтобы не забыть о конкурсе, с вечера пришел к театру и лег спать на лавочку. Найдя его там, растолкала, но он не протрезвел. Перед комиссией я говорила текст, а он что-то бормотал в ответ, кивал и рыгал. В результате я очень понравилась, меня решили взять в театр. А про Веденкина сказали, что он неподражаем, органичен и гениален. Я проработала в Театре Моссовета 17 лет. Почему ушла? Долгая, неприятная история...
Татьяна БЕСТАЕВА, актриса:
- Когда Наташа пришла в наш театр, мы гастролировали в Свердловске. Даже туда долетели слухи, что в молодую актрису влюбился Завадский и что она очень похожа на Марецкую в молодости. Наташа вела себя очень самоуверенно, нахально и даже не стеснялась называть пожилую Марецкую Верочкой. Со мной засраночка здоровалась кое-как. Однажды я сделала Богуновой замечание: «Деточка, если ты уже здороваешься, то делай это как следует, а то я тебе так кивну, что мало не покажется!» Она стала вести себя вежливо. Но тяжелый характер все равно многие ощущали. В некоторых спектаклях Богунова, как бы это выразиться, «играла передком». Чувствовалась ее сексуальная озабоченность, ведь она после недолгого брака с будущим мужем Аллы Пугачевой Александром Стефановичем (однажды видела, как Саша и Наташа прямо на улице Горького прилюдно ругались) осталась одинокой. Я понимала, что она не очень здорова. После увольнения Богунова тяжело жила, нигде не работала, только ездила на фестивали.Со СТЕФАНОВИЧЕМ актриса прожила в браке шесть лет |
Валентина ТАЛЫЗИНА, актриса:
- В нашем Театре Моссовета Наташа особенно блистала в спектакле у Романа Виктюка. Очень хорошая девочка, много передовых мыслей, идей, всегда боролась за справедливость. Заболела, работая у нас. В первый раз ее увезли в психбольницу прямо из театра.Людмила ГЛАДУНКО, актриса:
Следствие прекратили, и теперь уже никто не узнает, что на самом деле произошло. Возникали предположения, что между женщинами произошел конфликт. Я, хоть и боялась этой темы касаться, как-то Наташу спросила о маме, но она начала остро реагировать. С Богуновой мы часами говорили по телефону, мне это давалось безумно трудно, но хотелось ее поддержать. Она часами кружилась вокруг одной темы. Например, любила жаловаться: «Ты не представляешь, у меня такие странные вещи происходят, когда я ухожу из дома, кто-то входит в квартиру. У меня все время убывают пудра, духи. Ты мне должна сказать, куда мне с этим обращаться? В милиции никто не слушает».
Через три года после развода Александр женился на ПУГАЧЁВОЙ |
Александр ЛЕНЬКОВ, актер:
- Театр к Богуновой хорошо относился. Дал квартиру. Когда болела, руководство устраивало ее в клинику. У нее категорически не было друзей, такой особый склад характера. Не могу сказать, что она отталкивала людей, но с ней просто не хотели общаться. Она могла подойти и сказать, мол, кто-то и что-то у нее украл, проник к ней в квартиру или выслеживает ее. Режиссеры из-за этого Наташу перестали снимать. Однажды я навестил ее в больнице, она искренне удивилась. Принес ей курицу, зажаренную в фольге. Но чтобы ей было комфортно, сказал, что меня послал местком. Мы с ней не были приятелями, лишь поддерживали рабочие отношения. Она ушла из театра из-за своего душевного недуга.Она постоянно искала себе мужчину
Андрей АСЕЕВ, волонтер благотворительного фонда Ольги Гобзевой:
- С Богуновой я познакомился года за два до того, как стал ухаживать за Натальей Кустинской. Она обратилась к матушке Ольге с просьбой купить холодильник и газовую плиту. Обновки Наталии я привозил, так и познакомились, стали общаться. Она женщина-вамп. Если ты с ней рядом, то на все сто должен быть в ее подчинении. Конечно, мужчину искала себе, и меня рассматривала как вариант. На этой почве пришлось к ней реже приходить. Наташа меня ревновала к работе: «Андрей, бросай дела, матушку и занимайся чем-то нормальным, зарабатывай «бабки», и будем ездить по Европам. Мне помогай, я ведь тоже нуждаюсь». Между нами не было ничего, хотя она явно хотела. Встречала накрытым столом с бутылочкой. С болью делилась, что по молодости делала аборты, ведь тогда у нее карьера стояла на первом месте. Да и мама не препятствовала, за что Наташа потом очень на нее обижалась. У них были напряженные отношения, на моих глазах ссорились. «Что лежишь, я голодная, иди приготовь что-нибудь!» - требовала актриса у родительницы. У Богуновой был невыносимый характер, даже если бы и возникли у меня к ней симпатии, она женщина интересная была, то ее характер быстро бы убил все чувства. Думаю, и на Крит поехала в надежде встретить любовь.Незадолго до смерти Наталия Васильевна хотела написать завещание, но не успела. Очевидно, теперь за её московское жильё будут биться даже те, кто приходится седьмой водой на киселе. Фото: kino-teatr.ru |
ХРОНИКА ТРАГЕДИИ
* О смерти Богуновой в Союзе кинематографистов России узнали на третий день. В союз обратилась страховая компания с просьбой найти родственников актрисы. Дескать, та, отдыхая в одном из греческих отелей, стала странно себя вести и ее принудительно доставили в больницу. В клинике Наталия Васильевна скончалась якобы от инфаркта миокарда. Коллеги Богуновой недоумевают: откуда у нее появились деньги на отдых и как она смогла получить загранпаспорт? Родные собираются назначить экспертизу тела покойной.
* У Богуновой остались родственники в Петербурге - пожилая тетя Рита и двоюродная сестра Аня. Маленьким детям Анны, по некоторым данным, актриса собиралась завещать две квартиры общей стоимостью 16 миллионов рублей - свою и оставшуюся от мамы. Есть опасения, что на недвижимость Богуновой могут претендовать мошенники.Первая брачная ночь прошла в душевой
Единственным мужем БОГУНОВОЙ был знаменитый кинорежиссер Александр СТЕФАНОВИЧ.
Михаил ФИЛИМОНОВ
- У Наташи Богуновой была интересная судьба, - рассказывал нам несколько лет назад Александр Борисович. - После школы она поступила в Институт кинематографии. Ее педагогом был Борис Бабочкин - легендарный Чапаев. А на одном курсе с ней учились мать Миллы Йовович Галина Логинова и Наталья Гвоздикова. Во ВГИКе и произошло наше с ней знакомство. Наташа была очаровательной девушкой. Я увидел ее в коридоре и сразу влюбился. Встречаться мы начали весной 1968 года. А в августе, во время известных событий в Чехословакии, состоялась свадьба. Поскольку мы с Наташей оба из Ленинграда и там жили наши родственники, торжества проходили там, в гостинице «Европейская». Вдова Михаила Булгакова Елена Сергеевна, с которой я дружил, души не чаяла в Наташе и подарила ей роскошное свадебное платье. До свадьбы мы с Наташей жили в общежитии ВГИКа. Все студенты размещались в комнатах по 4 человека одного пола. Естественно, для романтических отношений там не было никаких условий. Но мы с Наташей договорились с комендантом и захватили отдельное помещение - душевую комнату с кафельными стенами на одном из этажей. Потом мы некоторое время снимали квартиры. Правда, побыть вместе нам удавалось нечасто. Наташа на несколько месяцев уезжала на съемки. А я практически постоянно находился в Питере - снимал там для телевидения документальные фильмы и писал с Александром Шлепяновым сценарий своей первой художественной картины «Вид на жительство». После окончания ВГИКа меня взяли режиссером на «Мосфильм». А Наташу пригласили в Театр Моссовета. Она играла главные роли. Ей покровительствовала Вера Петровна Марецкая. Помню, как мы с Наташей приходили на приемы в американское посольство и на нее с восхищением смотрели дипломаты и наши звезды того времени - Евтушенко, Вознесенский, Илья Глазунов. К сожалению, у нас с ней жизнь не сложилась. Наш брак был слишком ранний. Чувства у нас были искренние. Но мы их не сохранили, хотя прожили вместе семь лет. После «Большой перемены» не заладилась у Наташи и карьера в кино. Как пела Пугачева: «Актерская доля - то наземь, то ввысь - счастливая, горькая доля».