Раскрыта страшная тайна последней картины Репина

Илья Репин
Илья Репин
В этом году исполняется 180 лет Илье Репину. Выдающегося художника чествуют в подмосковном музее «Новый Иерусалим». Хрестоматийных шедевров вроде «Ивана Грозного» на выставке нет. Вместо них удивляют голой, но прекрасной попой.

Экспозиция открывается прекраснозадой Венерой. «Прекраснозадая» - это официальное называние статуи из дворца императора Нерона, но репинская Венера - это вполне себе настоящая женщина, приглашенная в классы для позирования.

Фишка «Нового Иерусалима» - выставки с уникальной концепцией. На сей раз Репина показали как учителя, собрав в одном пространстве (из 20 музеев России и четырех частных коллекций) работы его любимых и нелюбимых учеников.

До Репина мастера писали живьем только натурщиков, а дам зарисовывали по слепкам с античных памятников. А Илья Ефимович выбил в Академии художеств, где преподавал, оплату работы живых голых женщин. Причем платили им вдвое больше, чем мужчинам.

От анатомии плавно переходим к исследованию окружающей природы и человеческого характера. Неугомонный мастер считал, что и природу нужно писать только с натуры, поэтому активно возил подопечных на пленэры, а потом раздавал слонов, причем анонимно, не зная автора.

Тот самый «Гопак»
Тот самый «Гопак» 

Одним из его любимых подопечных был автор «ажурного пейзажа» Исаак Бродский. Правда, до того момента, пока Бродскому не взбрело в голову писать портрет учителя. И тот заставил Исаака переделать работу. Постоянно ругался Илья Ефимович и со своим учеником Серовым. На выставке представлена редкость - двойной портрет Софьи Драгомировой, который одновременно писали Репин и Серов. Учитель не удержался и поправил по своему разумению работу ученика, чем страшно взбесил автора «Девочки с персиками».

На экспозиции можно почитать и редкие воспоминания о Репине, его методе преподавания, о сумасшествии детей и трагической судьбе внуков, которым родители не стригли волосы и дали дикие имена американских индейцев...

Завершается экспозиция последней работой художника «Гопак», написанной в Финляндии. В конце жизни Репин бедствовал и написал картину на куске линолеума. В свое время художник отправился в экспедицию по местам Запорожской Сечи и выкопал там казачий череп. Долгие годы восстанавливал лицо по черепу и, как считают исследователи, именно оно смотрит на зрителя с «Гопака».