Раскрыта страшная тайна последней картины Репина

Илья Репин

В этом году исполняется 180 лет Илье Репину. Выдающегося художника чествуют в подмосковном музее «Новый Иерусалим». Хрестоматийных шедевров вроде «Ивана Грозного» на выставке нет. Вместо них удивляют голой, но прекрасной попой.

Экспозиция открывается прекраснозадой Венерой. «Прекраснозадая» - это официальное называние статуи из дворца императора Нерона, но репинская Венера - это вполне себе настоящая женщина, приглашенная в классы для позирования.

Фишка «Нового Иерусалима» - выставки с уникальной концепцией. На сей раз Репина показали как учителя, собрав в одном пространстве (из 20 музеев России и четырех частных коллекций) работы его любимых и нелюбимых учеников.

До Репина мастера писали живьем только натурщиков, а дам зарисовывали по слепкам с античных памятников. А Илья Ефимович выбил в Академии художеств, где преподавал, оплату работы живых голых женщин. Причем платили им вдвое больше, чем мужчинам.

От анатомии плавно переходим к исследованию окружающей природы и человеческого характера. Неугомонный мастер считал, что и природу нужно писать только с натуры, поэтому активно возил подопечных на пленэры, а потом раздавал слонов, причем анонимно, не зная автора.

Тот самый «Гопак» 

Одним из его любимых подопечных был автор «ажурного пейзажа» Исаак Бродский. Правда, до того момента, пока Бродскому не взбрело в голову писать портрет учителя. И тот заставил Исаака переделать работу. Постоянно ругался Илья Ефимович и со своим учеником Серовым. На выставке представлена редкость - двойной портрет Софьи Драгомировой, который одновременно писали Репин и Серов. Учитель не удержался и поправил по своему разумению работу ученика, чем страшно взбесил автора «Девочки с персиками».

На экспозиции можно почитать и редкие воспоминания о Репине, его методе преподавания, о сумасшествии детей и трагической судьбе внуков, которым родители не стригли волосы и дали дикие имена американских индейцев...

Завершается экспозиция последней работой художника «Гопак», написанной в Финляндии. В конце жизни Репин бедствовал и написал картину на куске линолеума. В свое время художник отправился в экспедицию по местам Запорожской Сечи и выкопал там казачий череп. Долгие годы восстанавливал лицо по черепу и, как считают исследователи, именно оно смотрит на зрителя с «Гопака».