Как создали ведьминскую куклу на паучьих лапах и другие спецэффекты в «Ночном дозоре»

В плане спецэффектов «Ночной дозор», снятый 20 лет назад, как и его продолжение, совершили настоящую революцию в отечественном кино. Такого количества компьютерной графики до них не было ни в одном фильме. Ее создавали более 100 специалистов на 13 студиях в Москве, Киеве и Питере. И, естественно, сталкивались со сложностями.

Самая запоминающаяся сцена - проезд Алисы (Фриске) на красной «Мазде» по зданию гостиницы «Космос». Сначала ее полностью создали на трехмерной графике. Но потом поняли, что можно снять реальную машину. И мчащийся автомобиль просто наложили на нарисованный фасад.

 

Изначально наделять резинового пупса злой силой создатели не планировали. Куколка просто стояла на полке рядом с бутылкой масла среди банок, чайников и прочего. Сделать ее помощницей ведьмы в исполнении Риммы Марковой - идея режиссера Тимура Бекмамбетова.

Чтобы оживить игрушку на компьютере, каждый миллиметр ее резинового тела измерили штангенциркулем. Сделали лапки, ориентируясь на фото всевозможных пауков. Затем аниматоры «научили» куклу ходить, бегать и прыгать.

- Они отсмотрели множество съемок про пауков, изучая их движения, - поведал арт-директор по визуальным эффектам Андрей Никитин. - Дело в том, что брюшко настоящего паука движется над поверхностью земли на одной высоте, без качания и дрожания, достаточно ровно. Когда мы придали нашей кукле с ногами подобный характер движения, то впечатление было, что выступает солистка ансамбля танца «Березка».

С помощью графики были созданы стаи ворон, символизирующих темные силы - свыше 30 тысяч птиц в одном кадре! Рисовали их несколько месяцев, а потом щепетильный Бекмамбетов сказал: «Они слишком часто машут крыльями». Пришлось исправлять. Живых птиц, самых крупных, тоже удалось применить в фильмах.

 

- Ворон привязывали за ногу, и они в таком состоянии пролетали пару метров, а потом мы эту веревку на компьютере «вытирали», - говорил глава отдела трехмерной анимации Виктор Лакисов.

Если помните, комар - предвестник Сумрака. Его нарисовали на компьютере. Но в первой сцене, где появляется маленький кровосос, произошла мистика.

- Съемки шли зимой, - вспоминал продюсер спецэффектов Александр Горохов. - И каково же было наше удивление, когда в февральской ночи во время работы над сценой Сумрака в квартире Егора мы услышали характерный писк, а затем увидели и самого комара. Реального! «Сумрак поглощает нас», - шутили мы.

 

А сцену, где автобус врезается в героя Вержбицкого, сделали без всякой компьютерной графики.

- Всего-то вкопали в землю железный столб, надели на него манекен в одежде Завулона и потом разогнали списанный троллейбус, - поделился Сергей Лукьяненко.

Только цифра

  • В сражении средневековых армий Иных на мосту, полностью сделанном на компьютере, участвуют 2 тысячи виртуальных воинов.