Невесёлый юбилей Ирины Муравьёвой

Накануне 65-летия народной актрисы в её дом пришла беда

Накануне 65-летия народной актрисы в ее дом пришла беда


В день юбилея любимых актеров телеканалы крутят фильмы с их участием и документальные ленты о творческой судьбе. В театре устраивают бенефис виновника торжества, а потом - банкет. Ирина МУРАВЬЕВА никогда не любила шумиху вокруг своего имени, а в этот раз (65 лет ей исполнилось 8 февраля) суперзвезда и вовсе запретила вывешивать на родном Малом поздравительную афишу и предупредила, что праздника не будет. Дело все в том, что за две недели до важной даты супруг Ирины Вадимовны - режиссер Леонид ЭЙДЛИН, с которым она шагает по жизни уже 40 лет, в тяжелом состоянии попал в больницу.


- Я много лет знаю и Иру Муравьеву, и ее мужа Леню, - рассказывает известный композитор Владимир Дашкевич. - Совсем недавно, 24 января, они были у меня на творческом вечере в Доме кино (накануне мэтру исполнилось 80 лет. - Г. У.), а потом Леониду неожиданно стало плохо, и супруги вынуждены были уйти раньше. В результате, Эйдлина увезли в больницу.
Все домочадцы нашей героини родились в феврале: 2-го - ее муж, 6-го - младший сын Евгений, 8-го - сама Ирина Вадимовна, а 15-го - старший сын Даниил.
- Леня еще за неделю до своей даты (ему исполнилось 77 лет. - Г. У.) отлично себя чувствовал, но все под Богом ходим, - вздыхает коллега Муравьевой по Малому театру и подруга семьи, актриса Лариса Кичанова. - Пока нам, а особенно Ирочке трудно переварить сложившуюся ситуацию: состояние Эйдлина крайне тяжелое. Разумеется, ей не до собственных торжеств. Но хотя семья для Муравьевой всегда на первом месте, она, как настоящая актриса, не позволяет отменять спектакли. Они по графику стоят один за другим. Взаимоотношения Иры и ее мужа очень трепетные, что и держит их семью 40 лет - цветы, подарки, записочки, звонки. Они, даже если два часа друг друга не видят, уже скучают. Это тихое счастье намного важнее бушующих страстей.






Ирина Вадимовна и Леонид Данилович живут душа в душу

Ирина Вадимовна и Леонид Данилович живут душа в душу


Верная озорница


Будучи школьницей, москвичка Ира Муравьева мечтала преподавать в младших классах. Но в 15 лет полюбила стихи и превратилась в завзятую театралку. Со второй попытки поступила в драмстудию при Центральном детском театре, а потом туда же пришла работать травести - играла детей и животных.
- Я никогда не хотела замуж, и никаких романов у меня не было, - вспоминала она. - Желала одного: стать хорошей артисткой.
Именно в детском театре Ирина встретила единственного и главного мужчину своей жизни - будущего мужа Эйдлина.
- Леонид - ученик моего друга Петра Фоменко, - рассказывает поэт, композитор и бард Юлий Ким. - Когда мы с Фоменко в 1969 году занимались спектаклем «Как вам это понравится» в Театре на Малой Бронной, туда заглядывал Эйдлин. Родом он из Питера, окончил там технологический институт и только в 31 год получил диплом режиссера в ГИТИСе. Стажировался в Саратовском ТЮЗе, а потом его взяли в Московский детский театр. Позже Эйдлин предложил мне поработать в его постановке «Недоросль» по Фонвизину. Я насочинял более двадцати музыкальных номеров. Роман Лени и Иры начался, как я думаю, во время репетиций спектакля «Четыре близнеца» в 1972-м. Муравьева играла там сразу несколько ролей. А потом последовала вторая их совместная премьера - «Чинчрака», грузинская сказка, где Ира блистала в образе царевны Лари. Я не раз бывал у прекрасной пары дома, на Кутузовском проспекте. У них хлебосольная семья.
В 1977 году, когда у Муравьевой и Эйдлина подрастал двухлетний сын Даня, актриса перешла в Театр им. Моссовета. И, уже работая там, родила второго мальчика - Женю.






Ирина МУРАВЬЁВА (справа) - человек верующий и даже на гастролях непременно посещает церковь

Ирина МУРАВЬЁВА (справа) - человек верующий и даже на гастролях непременно посещает церковь

- Став дважды мамой, Ирочка начала себя еще больше беречь, - вспоминает коллега по сцене Евгений Стеблов. - Например, в спектакле «Цитата» по пьесе Зорина она играла мою невесту. В финале свадебный «кадиллак» поднимали вверх на тросах, и мы с Муравьевой должны были в нем покачиваться. Ирочка наотрез отказывалась садиться в машину. Я же, как мужчина, согласился и поднимался там один. В автомобиль была вмонтирована бутафорская ваза с цветами, и однажды она упала на Муравьеву. Слава богу, конструкция оказалась из легкого материала. А я подумал: «Значит, не зря она предчувствовала что-то неладное…»
А потом, по словам Стеблова, ему довелось сниматься с Муравьевой в военном фильме в Литве. Поездка в киноэкспедицию стала для актрисы, успевшей к тому моменту поработать в своих самых знаменитых лентах - «Карнавал», «Москва слезам не верит» и «Самая обаятельная и привлекательная», - скорее, исключением. Зачастую она отказывалась уезжать из Москвы и разлучаться с мужем и сыновьями.





- На съемки направлялись в стареньком вагоне СВ, - продолжает Евгений Юрьевич. - Ира тогда была необычайно популярна. Пассажиры видели нас вдвоем и сразу думали, что у нас отношения - тем более, едем в одном купе. Ира - озорница и не стала никого в этом разубеждать. Проводница, у которой, кстати, был роман с начальником состава, посмотрела на Муравьеву утром лукавым глазом, когда та отправилась умываться, и заговорщицки спросила: «Чай мне подать или вы сами?» Ира многозначительно ей подмигнула: «Сама!» Проводница была очень довольна, что ей доверили некую тайну. Потом мы с Ирой над этим долго хохотали. Ни Муравьева, ни я никогда не позволяли заводить лямуры с партнерами по сцене или экрана.






Полюбив друг друга на репетициях в Центральном детском театре, актриса и режиссёр не стали тянуть с походом в загс

Полюбив друг друга на репетициях в Центральном детском театре, актриса и режиссёр не стали тянуть с походом в загс

Согласен с коллегой и Александр Голобородько:
- Ира могла мгновенно переключиться с работы на семью. Когда ее мальчики были маленькими, всегда о них беспокоилась, звонила из театра. Да и сейчас, думаю, переживает. И на сцене, и в жизни она настоящий, легкий человек, хохотушка. Вместе мы играли в «Братьях Карамазовых»: она - Грушеньку, я - Митю. Была сцена, где я носил Иру на руках. Начинали в одной весовой категории, а потом начали потихоньку прибавлять. Муравьева однажды не выдержала: «Саша, хватит меня таскать, мне тебя жаль». - «Ира, как только не смогу тебя поднять, то сразу перестану». Она всегда заботится о партнере, смущается. В другой совместной пьесе ее героиня обращалась к моему персонажу солоноватыми по тем временам словами: «Я тебя хочу!» Однажды Ира объявила, что сегодня не будет произносить эту фразу (даже несмотря на то, что спектакль в стихах) и садиться ко мне на колени. Оказалось, на спектакль пришла ее мама, и Муравьевой стало ужасно неловко так себя вести.






Сыновья прекрасной пары: Даниил окончил курсы актёрского мастерства во Франции и сейчас снимается в кино, а Евгений после РАТИ работает на телеканале «Россия-2»

Сыновья прекрасной пары: Даниил окончил курсы актёрского мастерства во Франции и сейчас снимается в кино, а Евгений после РАТИ работает на телеканале «Россия-2»



Домашние концерты


В творческих кругах давно известно, что Ирина Вадимовна - человек православный, глубоко верующий.
- Думаю, тяга к Богу у нее всегда была, - поделилась Лариса Кичанова. - На гастролях Ира посещает храмы, уж о Москве я и не говорю. Она молится за здоровье близких. Когда девятилетний внук Ванечка, ее радость, приезжает к бабушке, день начинается с того, что они идут в церковь, причащаются и только потом садятся завтракать. Ирина Ванюшу во всех направлениях развивает: танцует с ним, поет, устраивают домашние концерты.
- Муравьева - великая актриса и человек, - как бы резюмирует слова друзей Владимир Дашкевич. - Я завидую ее роману на всю жизнь с мужем Леней. Они - очень верная пара, одна на миллион, которая опровергает разговоры о том, что театральные люди не могут быть счастливы в семейной жизни. Врачи говорят, что сейчас, похоже, у Эйдлина инсульт. Первые дни после удара непредсказуемы. Как поведет себя недуг дальше? Я желаю Лене скорейшего выздоровления, чтобы он быстро вернулся к активной жизни, которую они с супругой украшают своими любящими сердцами.






Суперзвезда - страстная автомобилистка. Она легко управляется даже с леворульными машинами (на пассажирском сиденье её супруг)

Суперзвезда - страстная автомобилистка. Она легко управляется даже с праворульными машинами (на пассажирском сиденье её супруг)


В ПОСТЕЛИ С ИРОЧКОЙ


Коллеги-актеры о «самой обаятельной и привлекательной»


Юльен БАЛМУСОВ:
- Мы с Ирой знакомы почти 50 лет, с тех пор как она пришла в нашу студию детского театра. У нее звездных болезней никогда не было, хотя и сейчас красавица - глаз оторвать нельзя. Немудрено, что Леонид Эйдлин влюбился на всю жизнь. Помню, как он невероятно вертелся и крутился у нас. Все думали: «Что ему надо?» Потом выяснилось, что Ира ему была нужна. Раз они 40 лет вместе, значит, правильный выбор был сделан.






МУРАВЬЁВОЙ очень комфортно на сцене Малого театра в пьесах русской классики

МУРАВЬЁВОЙ очень комфортно на сцене Малого театра в пьесах русской классики


Елена ВАЛЮШКИНА:
- Когда я пришла в Театр Моссовета, Ирина Вадимовна, в отличие от многих других актеров, очень трепетно ко мне отнеслась. На гастролях брала негласное шефство, в одном городе, например, предложила сходить в кино на «Мужчину и женщину» Лелюша. Муравьева эту ленту уже видела, но ради меня решила посмотреть еще раз. Кинотеатр находился далеко - несколько часов добирались. А когда приехали, оказалось, что сеанс кончился. Но ради Муравьевой картину показали еще раз! Потом Ирина Вадимовна предложила мне ввестись вместо нее на роль Грушеньки в «Братьях Карамазовых». Она играла в этом спектакле много лет и устала. «Валюшкина, учи роль!» - велела она. И я учила по ночам, лежа в постели с первым мужем (про этого супруга Валюшкина вспоминать не любит, а если и говорит, то не называя имени и фамилии, а был он ее старше и преподавал Лене в Щепке. - Г. У.). Он мне подбрасывал текст, я отвечала. Но однажды супруг не выдержал: «Лена, - закричал он, - я так больше не могу, мне кажется, я лежу в постели с Муравьевой!» Вскоре Ирина Вадимовна ушла из нашего театра, столкнулась с хамством по отношению к себе и попросилась в Малый. Сейчас она там прима. А когда-нибудь, через много лет, станет одной из великих старух этого театра.



автор