Беатрис Хамидуллаева: «Каждый одаренный ребенок должен иметь шанс стать настоящим деятелем искусства»

Беатрис Хамидуллаева: “Каждый одаренный ребенок должен иметь шанс стать настоящим деятелем искусства”
балет
Студентка Принстонской балетной школы и артистка балета — о мировых танцевальных школах и особенностях обучения хореографии детей.

29 апреля весь мир отмечает Международный день танца — праздник, посвященный всем стилям. Популярность танцевальных студий и школ растет во всем мире. Это показывал анализ рынка онлайн-обучения, проведенный исследовательским агентством Exactitude Consultancy, при этом, по данным аналитиков, наибольшую долю в нем занимает балетный сегмент — 35%. Сегодня любовь к хореографии прививается с самых юных лет — соответствующие занятия есть в каждом детском саду, а балету начинают обучать уже с 2–3 лет. Однако вводить ребенка в мир танца важно бережно, выстраивая занятия в форме игры — убеждена балерина и преподаватель Беатрис Хамидуллаева, артистка балета, студентка Принстонской балетной школы в США. Как вырастить настоящую звезду так, чтобы не нарушить комфорт ребенка — в интервью с талантливой балериной.

— Философ Ницше однажды сказал: «День прошёл зря, если я не танцевал». Беатрис, что для вас значит танец?

— Танец — это язык, на котором можно выразить свои чувства. Он таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, раскрывает духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

— В балете вы успели сделать себе имя в нескольких странах СНГ. Причем не только как артистка, но и как педагог-хореограф балетных школ для детей и взрослых: от 2 до 65 лет. Чем вас привлекло преподавание?

— Я всегда мечтала обучать танцу, во время пандемии я стала преподавать танец детям и взрослым в Казахстане. Меня захватил этот процесс, я старалась передать свои знания и навыки и заразить любовью к искусству своих учеников. Особенно для меня интересно вводить детей в танец, увлекать тех, кто еще ничего об этом не знает.

— Насколько ранний возраст подходит для первых шагов в балете, и какова главная задача педагога при этом?

— Это можно делать с раннего возраста, главное, бережно. Преподаватель должен уметь видеть одаренных малышей, но и при этом, не ломать крылья тем, кто на первый взгляд кажется менее перспективным. Профессия танцора требует большого труда, но при этом, важно делать это через любовь к искусству.

— Ваши 3 ученицы участвовали в 2021 году в международном конкурсе хореографического искусства «Танцуй всей Душой» и заняли первые места в нескольких танцевальных направлениях. Этому способствовала ваша авторская методика преподавания. В чем секрет такого успеха?

— Когда я начинала преподавать балет я столкнулась с проблемой: информации о том, как обучать результативно очень мало. Мне пришлось собирать ее по крупицам, штудировать книги по детской психологии и вносить в уроки элемент игры, потому что до определенного возраста ребенок обучается именно через игру. Постепенно у меня родилась своя уникальная методика обучения. Я держу ее суть пока в тайне, так как готовлю к публикации книгу. Но уже сейчас могу сказать, что в книге я делюсь ответами на вопросы, которые волнуют каждого педагога, да и вообще любого человека, который как-либо связан с танцем. Например, с какого возраста стоит начинать заниматься балетом, нужно ли рассказывать ребёнку о сложностях профессии, каковы правила здоровой растяжки или безопасного укрепления мышц.

— Создать свою методику вам помог и ваш богатый опыт работы на сцене. Вы выступали на крупнейшей балетной площадке в СНГ — в Государственном академическом Большом театре имени Алишера Навои. Что посоветуете тем, кто делает первые шаги в балете?

— Я с большим теплом вспоминаю этот период, мне посчастливилось танцевать в культовых постановках: «Лебединое озеро», «Шопениана», «Баядерка», «Жизель», «Щелкунчик», «Дон Кихот». Мой совет будет прост — важно неустанно трудиться, иногда приходится долгое время оттачивать один жест или одно движение, не всегда все получается сразу. Но трудолюбие, упорство и любовь к тому, чем занимаешься, всегда приносят нужный результат.

— Те, кто хотят заниматься балетом профессионально, рано или поздно стремятся поступить в профильные учебные заведения. В мире немного общепризнанных балетных школ. В одной из них — Принстонской школе балета в Америке — вы сейчас проходите стажировку. На ваш взгляд, насколько на судьбу танцора влияет выбор учебного заведения?

— Мне кажется, значительно, так как каждая балетная школа отличается и имеет свои особенности. Например, в Россию балет пришел из Европы. В руках великого балетмейстера Мариуса Петипа западное искусство срослось с русской эмоциональностью и одновременно певучестью жеста и движения. В Америке же глобальные балетные процессы начались с Джорджа Баланчина, скрестившего классическую традицию с американским атлетизмом, стремительностью и динамикой. Обучаясь и работая в разных странах, танцоры, естественно, перенимают эти особенности, обретая свой стиль. Но я бы не столько зацикливалась на месте обучения, сколько обращала бы внимание на мастеров, которые преподают.

— В Принстонской школе балета работает прима-балерина Американского театра балета Джиллиан Мёрфи, и вам удалось танцевать с ней на одной сцене в постановке «Лебединое озеро». Как она повлияла на вас?

— Джиллиан Мёрфи — моя любимая балерина современности. Она показывает невероятное трудолюбие и упорство, а ее академизм и техника просто завораживают. Я стараюсь развивать в себе такие же черты. Безусловно, моей мечтой было оказаться с ней на одной сцене. Вообще, я очень ценю возможность выступать с Американской репертуарной балетной труппой — я также участвовала в постановке «Жизель» — из 50 претендентов нас отобрали только 6.

— Каким вы видите свое будущее: сцена или преподавание?

— Для меня одно вытекает из другого. Сначала карьера артистки балета, а дальше активное преподавание. Я родом из небольшой Республики Каракалпакстан. И мечтаю открыть на своей малой родине балетную школу. Мне хочется, чтобы в ее стенах творили лучшие педагоги, но при этом обучение могло бы быть бесплатным. Очень часто препятствием для талантливого ребенка могут стать финансовые трудности его семьи, которая просто не может потянуть обучение. Я считаю, что каждый одаренный ребенок должен иметь шанс стать настоящим деятелем искусства.

Анна Попова