Неужели Марина Цветаева была потаскушкой?!
Зрители встретили новый фильм о знаменитой поэтессе в штыки
Скандалом закончился предпремьерный показ фильма «Зеркала» в столичном Доме-музее Марины ЦВЕТАЕВОЙ. Работники очага культуры усмотрели в картине режиссера Марины МИГУНОВОЙ, обратившейся к биографии великой русской поэтессы, массу неточностей.
- Это красиво снятая пошлость! - возмутилась старший научный сотрудник Дома-музея Галина Данильева. - Ко мне подходили после просмотра люди, негодуя: «Скажите, а что, Цветаева на самом деле была невротичкой и потаскушкой, как показано в фильме?!» Взять хотя бы сцену, где ее муж приходит домой и застает с любовником. Не обращая внимания на полностью обнаженную супругу, он, как ни в чем не бывало, обсуждает с товарищем текущие дела!
Музейный работник ДАНИЛЬЕВА со скепсисом выслушала доводы режиссёра МИГУНОВОЙ |
- А чего стоит долгое смакование факта, кто на самом деле является отцом ее сына Мура - муж или эмигрант Константин Родзевич (тот самый любовник из фильма), - продолжает Данильева. - В чем суть вопроса? Все, кто более или менее знаком с биографией Марины, знают: она не раз признавалась, что Родзевич никак не мог быть причастен к рождению этого ребенка!
В фильме «Зеркала»... |
- Обман начинается с первых минут - при знакомстве Сергея Эфрона с Мариной на пляже в Коктебеле сообщается, что тому лишь недавно вырезали аппендикс. Но биографам прекрасно известно, что эту операцию супруг поэтессы перенес уже после того, как они поженились! В этом же эпизоде «Цветаева» снимает с себя очки и выкидывает, дав обет, что больше никогда их не наденет. Но это тоже неправда: есть архивные фото, сделанные перед свадьбой, - там она еще в очках. Далее - очень подробно, с кучей кровищи показано, как якобы Эфрон был участником убийства коллеги по НКВД Игнатия Рейса, но ведь имеется масса архивных документов, в которых убедительно доказано, что он не только не убивал Рейсса, но даже не присутствовал при этом!
...немало любовных сцен с участием Виктории ИСАКОВОЙ... |
В мире монстров
Режиссер ленты молчать не стала:
- К документальной точности я не стремилась (кстати, так в последнее время часто киношники отбояриваются, снимая якобы «по мотивам», подчеркивая в эпиграфе, что «все совпадения случайны». - Л. К.). Напротив, мне хотелось, чтобы сценарий изначально был самостоятельным художественным произведением. Каждая сцена - это метафора. В сцене с обнаженной Мариной я хотела показать, что мужская дружба для Эфрона была превыше всего. Там, где писатели во главе с Пастернаком надевают противогазы, - метафора человека в мире монстров. Цветаева одна-единственная, кто сидит без противогаза - она не поддается этим правилам, она их не понимает, потому что для нее это противоестественно! Да, фильм воспринимают по-разному. Один человек так вообще мне заявил: как же надо ненавидеть Цветаеву, чтобы снять о ней такое кино!
...сыгравшей ЦВЕТАЕВУ |
- Я считаю, что любые нападки на наш фильм абсолютно беспочвенны! Мы показали образ Марины Цветаевой таким, каким его видим и чувствуем, - объясняет Исакова.
Может, и так. Особенно, если авторы биографических фильмов не стремятся к документальной точности.
Марина ЦВЕТАЕВА |
Две Сонечки
В одном из эпизодов фильма «Зеркала» Сергей Эфрон (Роман ПОЛЯНСКИЙ) обронил фразу, что, мол, связь его жены с Сонечкой вымотала окончательно. Авторы картины решили не заострять внимания на столь пикантной теме, выставив во главу угла лишь брак поэтессы с ЭФРОНОМ. А в жизни ЦВЕТАЕВОЙ действительно случались романтические отношения с женщинами. Самые яркие из них - с двумя Сонечками - поэтессой и переводчицей ПАРНОК и с актрисой ГОЛЛИДЭЙ.
Наталия ФИССОН («Луна в зените», 2007 г.) |
Галина ТЮНИНА («Очарование зла», 2005 г.) |
Виктория ИСАКОВА («Зеркала», 2013 г.) |
«Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное, - какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное, - какая скука!»