Неужели Марина Цветаева была потаскушкой?!

Зрители встретили новый фильм о знаменитой поэтессе в штыки

Зрители встретили новый фильм о знаменитой поэтессе в штыки

Скандалом закончился предпремьерный показ фильма «Зеркала» в столичном Доме-музее Марины ЦВЕТАЕВОЙ. Работники очага культуры усмотрели в картине режиссера Марины МИГУНОВОЙ, обратившейся к биографии великой русской поэтессы, массу неточностей.

- Это красиво снятая пошлость! - возмутилась старший научный сотрудник Дома-музея Галина Данильева. - Ко мне подходили после просмотра люди, негодуя: «Скажите, а что, Цветаева на самом деле была невротичкой и потаскушкой, как показано в фильме?!» Взять хотя бы сцену, где ее муж приходит домой и застает с любовником. Не обращая внимания на полностью обнаженную супругу, он, как ни в чем не бывало, обсуждает с товарищем текущие дела!

Музейный работник ДАНИЛЬЕВА со скепсисом выслушала доводы режиссёра МИГУНОВОЙ

По уверениям Данильевой, досконально знающей сотни фактов биографии поэтессы, Цветаева никогда не позволила бы развиться такой анекдотичной ситуации. - А чего стоит долгое смакование факта, кто на самом деле является отцом ее сына Мура - муж или эмигрант Константин Родзевич (тот самый любовник из фильма), - продолжает Данильева. - В чем суть вопроса? Все, кто более или менее знаком с биографией Марины, знают: она не раз признавалась, что Родзевич никак не мог быть причастен к рождению этого ребенка!

В фильме «Зеркала»...

Музейная сотрудница подметила и другие несуразности:- Обман начинается с первых минут - при знакомстве Сергея Эфрона с Мариной на пляже в Коктебеле сообщается, что тому лишь недавно вырезали аппендикс. Но биографам прекрасно известно, что эту операцию супруг поэтессы перенес уже после того, как они поженились! В этом же эпизоде «Цветаева» снимает с себя очки и выкидывает, дав обет, что больше никогда их не наденет. Но это тоже неправда: есть архивные фото, сделанные перед свадьбой, - там она еще в очках. Далее - очень подробно, с кучей кровищи показано, как якобы Эфрон был участником убийства коллеги по НКВД Игнатия Рейса, но ведь имеется масса архивных документов, в которых убедительно доказано, что он не только не убивал Рейсса, но даже не присутствовал при этом!

...немало любовных сцен с участием Виктории ИСАКОВОЙ...

В мире монстров

Режиссер ленты молчать не стала:- К документальной точности я не стремилась (кстати, так в последнее время часто киношники отбояриваются, снимая якобы «по мотивам», подчеркивая в эпиграфе, что «все совпадения случайны». - Л. К.). Напротив, мне хотелось, чтобы сценарий изначально был самостоятельным художественным произведением. Каждая сцена - это метафора. В сцене с обнаженной Мариной я хотела показать, что мужская дружба для Эфрона была превыше всего. Там, где писатели во главе с Пастернаком надевают противогазы, - метафора человека в мире монстров. Цветаева одна-единственная, кто сидит без противогаза - она не поддается этим правилам, она их не понимает, потому что для нее это противоестественно! Да, фильм воспринимают по-разному. Один человек так вообще мне заявил: как же надо ненавидеть Цветаеву, чтобы снять о ней такое кино!

...сыгравшей ЦВЕТАЕВУ

Стоит отметить, что работа над фильмом велась пять лет. На главную роль пробовались и Ксения Раппопорт, и Елена Морозова. Режиссер в итоге остановила выбор на Виктории Исаковой. Актриса уверена, что с работой справилась хорошо:- Я считаю, что любые нападки на наш фильм абсолютно беспочвенны! Мы показали образ Марины Цветаевой таким, каким его видим и чувствуем, - объясняет Исакова.Может, и так. Особенно, если авторы биографических фильмов не стремятся к документальной точности.

Марина ЦВЕТАЕВА

Две Сонечки

В одном из эпизодов фильма «Зеркала» Сергей Эфрон (Роман ПОЛЯНСКИЙ) обронил фразу, что, мол, связь его жены с Сонечкой вымотала окончательно. Авторы картины решили не заострять внимания на столь пикантной теме, выставив во главу угла лишь брак поэтессы с ЭФРОНОМ. А в жизни ЦВЕТАЕВОЙ действительно случались романтические отношения с женщинами. Самые яркие из них - с двумя Сонечками - поэтессой и переводчицей ПАРНОК и с актрисой ГОЛЛИДЭЙ.

Наталия ФИССОН («Луна в зените», 2007 г.)

Галина ТЮНИНА («Очарование зла», 2005 г.)

Виктория ИСАКОВА («Зеркала», 2013 г.)

* С Софией Парнок Марина сблизилась в 23, будучи замужем за Эфроном и имея двухлетнюю дочь Ариадну. Их страсть продолжалась два года. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга» (сначала хотела назвать «Ошибка»), пропитанный душевными страданиями и предельным романтизмом. Там есть, например, такие строки: «Как я по Вашим узким пальчикам/ Водила сонною щекой,/ Как Вы меня дразнили мальчиком,/ Как я Вам нравилась такой». Разрыв произошел из-за того, что Марина однажды застукала возлюбленную с другой.
* Спустя несколько лет Цветаева не на шутку увлеклась 23-летней актрисой Софьей Голлидэй. История их нежного романа рассказана в «Повести о Сонечке». Как и с Парнок, это была любовь с первого взгляда, причем она не мешала параллельным увлечениям мужчинами (режиссером Юрием Завадским, например), обсуждение которых даже сближало подруг. Но и эта связь оказалась недолгой. «Сонечка от меня ушла - в свою женскую судьбу», - как-то призналась Цветаева. Однажды Голлидэй уехала на гастроли, встретила директора провинциального театра и вышла за него замуж. Сонечка скончалась от рака в 38 лет, так и не став звездой сцены.
Марина ЦВЕТАЕВА:«Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное, - какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное, - какая скука!»