Фёдор Черенков жил в одиночестве на 16 тысяч рублей в месяц

Проститься с легендарным игроком «Спартака» пришли даже болельщики ЦСКА и «Динамо»

Проститься с легендарным  игроком «Спартака» пришли даже болельщики ЦСКА и «Динамо»


Это был футболист от Бога. Нескладный на вид, но настоящий виртуоз. То, что выделывал с мячом Федор ЧЕРЕНКОВ, не мог повторить никто. У бразильцев был свой идол - ПЕЛЕ, а у нас все любили его, Федю. Проститься с легендарным игроком «Спартака» пришли 15 тысяч человек. И были среди них даже болельщики ЦСКА и «Динамо» - злейшие недруги «спартачей».


У меня есть повод для гордости - я играл с Федором Черенковым в одной команде. Это было в январе 1997-го, на острове Тенерифе. Сборная ветеранов Испании вызвала на товарищеский матч сборную ветеранов России. Черенков, Хидиятуллин, Бубнов и другие звезды уже разминались на поле, как вдруг выяснилось, что в запасе у нашей команды - никого. Сразу трое по каким-то причинам не прилетели. И Вагиз Хидиятуллин, который за день до матча давал мне интервью для газеты «Собеседник», неожиданно спросил:
- Сереж, у тебя форма есть? Кто-то из нас обязательно устанет. Ты можешь выйти в конце, минут на пятнадцать.






ЧЕРЕНКОВ в «Спартаке» был любимчиком БЕСКОВА - строгий Константин Иванович мог оштрафовать кого угодно, но только не Федю. Фото Игоря УТКИНА

ЧЕРЕНКОВ в «Спартаке» был любимчиком БЕСКОВА - строгий Константин Иванович мог оштрафовать кого угодно, но только не Федю. Фото Игоря УТКИНА

Так и случилось. Сыграли вничью - 3:3. Два гола в ворота испанцев забил Черенков.
Полгода спустя Федор пригласил меня к себе домой. Познакомил с Ириной Федосеевой, своей второй женой. Она работала в налоговой инспекции, от первого брака у нее остался сын Денис.
- Федор относится к моего ребенку как к родному, - говорила мне тогда Ирина. - Отдал в футбольную секцию, иногда сам гоняет с ним мяч во дворе. В день бракосочетания мы с Федором из-за пробок опоздали в загс, приехали туда чуть ли не к закрытию. Сотрудники загса уже хотели идти по домам, но ситуацию спас нападающий «Спартака» Сергей Родионов, друг Феди:
- Вы хоть знаете, кто к вам едет? Это же лучший футболист России! Гений, самородок! Вы потом жалеть будете, что он распишется в другом загсе.
Дождались. Черенков долго извинялся за опоздание и обаял всех сотрудниц, включая уборщицу, которая ворчала до этого больше других.






Со второй женой, Ириной ФЕДОСЕЕВОЙ, ЧЕРЕНКОВ познакомился в налоговой инспекции. Фото Игоря УТКИНА

Со второй женой, Ириной ФЕДОСЕЕВОЙ, ЧЕРЕНКОВ познакомился в налоговой инспекции. Фото Игоря УТКИНА


Стеснялся ездить на «мицубиси»


Он женился на Ирине в сентябре 1994-го, через месяц после своего прощального матча - «Спартак» против итальянской «Пармы». Прямо на стадионе Черенкову вручили ключи от новенького авто - «Мицубиси-Паджеро».
- А где машина? - спросил я, сидя на кухне у футболиста.
- Продал. Мне было неловко перед соседями разъезжать на таком большом автомобиле. Уж очень броский. Мне нужно что-то попроще.
Потом я узнал, что вместо «мицубиси» любимец публики купил себе «Волгу». А когда «Волгу» у Черенкова угнали, с удовольствием ездил на метро. Кстати, когда Федор уходил из футбола, ему еще квартиру подарили - в престижном районе Москвы. Но когда Черенков попробовал туда вселиться, выяснилось, что эта квартира уже занята. В нее въехал родственник крупного столичного чиновника. На месте Черенкова любая сегодняшняя футбольная звезда типа Аршавина закатила бы жуткий скандал. А Федя молча отошел в сторону. Согласился на более простенькое жилье. Хорошо, что чиновника потом пристыдили. Вопрос решился в пользу футболиста.






Проводить великого футболиста в последний путь пришли 15 тысяч человек. Фото Константина ИВАНОВА/«Советский спорт»

Проводить великого футболиста в последний путь пришли 15 тысяч человек. Фото Константина ИВАНОВА/«Советский спорт»

Он вообще производил впечатление человека не от мира сего. Говорил очень тихо и внимательно смотрел на собеседника. Никогда не перебивал, не повышал голос. Помню, как в Сочи мы встретились с Черенковым на бывшей даче Сталина - там разместились участники футбольного турнира, в котором играли депутаты и члены правительств стран СНГ. Знаменитый спартаковец приехал туда в качестве почетного гостя чуть позже остальных. Он пришел в столовую, когда обеденное время уже закончилось. Признался мне, что часов пять ничего не ел. Но постеснялся обратиться к поварам - развернулся и ушел. Черенков не считал себя вправе вести себя как капризная звезда. Да он и не любил это слово.
Первой супруге, Ольге, Федор оставил квартиру и все вместе нажитое добро. Не забрал даже личные вещи и зимнюю одежду. Он вспомнил о свитерах и теплых куртках, когда приблизилась зима. Но и здесь Черенков мелочиться не стал. Ольга его не поняла, зато единственная дочь очень любила. Настя горько плакала, когда родители расстались. Мама пыталась запретить ей видеться с отцом, однако дочь не послушала. Настя ходила на стадион, приезжала к папе домой, а когда вышла замуж и сама родила дочь, вместе с отцом крестила свою девочку. И в больничной палате у папы Настя тоже бывала часто. В последние дни перед смертью Черенкова дочь была рядом с ним.






Бывший спартаковец Егор ТИТОВ не в силах поверить в случившееся. Фото Константина ИВАНОВА/«Советский спорт»

Бывший спартаковец Егор ТИТОВ не в силах поверить в случившееся. Фото Константина ИВАНОВА/«Советский спорт»

О здоровье футбольного кумира - разговор особый. Никогда не забуду свою беседу с Валерием Лобановским. В 1990 году он, главный тренер сборной СССР, не взял Черенкова на чемпионат мира. Федя играл бесподобно, в 89-м его признали лучшим футболистом страны. В интервью Валерий Васильевич говорил мне, начинающему журналисту, какие-то обтекаемые фразы. Про то, что Черенков не подходит под его модель сборной, нес еще какую-то ахинею. А я не верил словам мэтра и открыто сказал об этом. И тогда Лобановский поведал мне одну историю. На заграничном сборе к нему в номер прибежал помощник и сообщил, что Черенков от тоски лезет на стенку и хочет срочно улететь в Москву. У футболиста депрессия, он не в силах себя контролировать. А врач сборной просветил тренера, что душевная болезнь у Черенкова проявляется не впервые.
- Я не могу его взять в Италию, потому что чемпионат мира длится долго, около месяца. Федор столько не выдержит. Что я буду делать, если он потребует отправить его домой дней через пять?!
Лобановский взял с меня слово, что, пока Черенков остается действующим футболистом, об этой его тайне я писать не буду. Валерий Васильевич, как и другие тренеры, очень ценил талант Федора. А разве мы, журналисты, его не ценили?
Мы знали, что еще в 84-м перед матчем «Спартак» - «Андерлехт» (Бельгия), который проходил в Тбилиси, с Черенковым случился приступ. Бесков снял его с игры, а в гостинице «Аджария» Федор напугал весь персонал, едва не прыгнув с 16-го этажа. Позже, уже после окончания карьеры, он несколько раз попадал в Склиф. По словам врачей, Черенков пытался свести счеты с жизнью.






Спи спокойно, скромный гений! Мы не забудем тебя. Фото Константина ИВАНОВА/«Советский спорт»

Спи спокойно, скромный гений! Мы не забудем тебя. Фото Константина ИВАНОВА/«Советский спорт»

Он двадцать последних лет боролся с тяжелой болезнью. Да, она была его спутницей, но разве из-за этого факта мы станем любить Черенкова меньше? В конце концов, все гении, как и влюбленные, немного сумасшедшие. А с тем, что Черенков был футбольным гением, у нас никто не будет спорить. Потому и проводить его в последний путь пришли 15 тысяч благодарных поклонников. Для сравнения: на сентябрьском матче сборной России в Химках зрителей было в два раза меньше.
В последние годы Федор жил уже один. На 16 тысяч рублей в месяц.


Кстати
Футбольный клуб «Спартак» решил установить памятник Федору Черенкову на своем новом стадионе. Одна из трибун будет названа именем великого футболиста. Не исключено, что 10-й номер, под которым играл Черенков, будет закреплен за ним навечно.