— Перед смертью Яковлев принёс мне обручальное кольцо,

- рассказала первая супруга великого актёра Кира Андреевна

- рассказала первая супруга великого актёра Кира Андреевна

30 ноября 2013 года не стало народного артиста Юрия ЯКОВЛЕВА. Роль Ипполита в «Иронии судьбы, или С легким паром!» - одна из самых удачных в его карьере. Но именно этого героя Яковлев не любил. Может, потому, что персонаж напоминал его самого: с женщинами у актера отношения не складывались. О непростой жизни с Юрием Васильевичем «Экспресс газете» рассказала первая его жена - врач Кира ЯКОВЛЕВА.

Кира ЯКОВЛЕВА хранит обручальное кольцо бывшего мужа

Первую жену Юрий Яковлев навещал до последних дней своей жизни. Их связывали не только общая дочь Алена и внучка Маша, но и те чувства, которые они сохранили на всю жизнь. - За несколько недель до смерти Яковлев принес мне обручальное кольцо со словами: «Не знаю, как ты к этому отнесешься, но хочу, чтобы оно было у тебя», - рассказала 82-летняя Кира Яковлева. - Кольцо - мужское. Не могу предположить, когда он его купил. Мы-то с Яковлевым расписывались без колец: в те годы считалось дурным тоном носить украшения. За наши семь лет совместной жизни Юра подарил мне совсем немного украшений - подвеску в виде знака Зодиака, Девы, да оставил свои старинные запонки. Теперь вот и это кольцо. Передам дочери Алене по наследству. - Получается, Юрий Васильевич не мог вас забыть?- Да. Юра - моя самая большая любовь, которая не ушла с годами. Мы общались все время по телефону, иногда он втайне от третьей жены Ирины приезжал ко мне. У меня сохранились все Юрины письма. В одном из них он написал: «Первой женщине, жене. Твой до могилки, Юра». - Тогда почему, узнав об измене мужа с актрисой Катей Райкиной, вы за него не боролись?- Я бы могла сделать так, чтобы мы остались вместе. Но наши с Юрой отношения не предполагали романов на стороне. Когда мы познакомились в 1955 году, Юра не был известным актером. Мальчишка, хоть и старше меня на четыре года. Хорошенький, с необыкновенными глазами, он производил впечатление безумно влюбленного. У меня был за плечами брак с академиком Юрием Лопухиным, с которым я в 1950-м уехала в Болгарию, поскольку он занимался бальзамированием тела генерального секретаря тамошней компартии Димитрова. Мы жили в роскоши, со слугами. Но меня деньги и благополучие не интересовали. В какой-то момент за мною приударил сын нового болгарского генсека - Володя Червенков. Из-за него я и развелась с мужем.

С третьей женой - театроведом Ириной СЕРГЕЕВОЙ актер прожил до конца дней

Юру я встретила, когда уже была свободной женщиной. Мы сидели в одной компании с друзьями в ресторане ВТО. Через неделю стали вместе жить в квартире моих родителей, как я говорю, «за шкафом», которым была перегорожена 12-метровая комната. Маме, поскольку она актриса, он понравился, а папа, педагог, отнесся к нашей связи с холодком. Поженились мы в том же 55-м, и тоже как-то случайно: проходя мимо ресторана «Бухарест», мы зашли в загс и расписались. На чужой квартире отметили с немногочисленными друзьями. Мы прожили с Юрой непростые годы. Так как я еще училась в медицинском институте, ничего лишнего позволить себе не могли. Актерскую богему я дома не собирала. Наверное, поэтому раньше у меня не было оснований думать, что Юра интересуется женщинами. Хоть ему и исполнилось 26 лет, он достался мне «девушкой». Яковлев - не ловелас, как многие думают. На длинные ноги не заглядывался. По крайней мере, у меня они не длинные, да и у Кати Райкиной тоже. И если после стольких лет супруг мне, беременной, изменил, зачем мне его удерживать?

Юрий ЯКОВЛЕВ в студенческие годы

- Каким он был в первые годы жизни?- Запомнилось, как он трогательно прибинтовывал капустные листы к моей груди. До этого я перенесла туберкулез, и Юра считал, что капуста помогает. Еще он каждый день после спектакля перетирал всевозможные овощи, сок которых я выпивала.- Что вы купили с мужем на первый большой гонорар?- Дорогую шубу из норки Юра мне купил после съемок в картине Ивана Пырьева «Идиот». Продала балерина Людмила Семеняка: сколько мой муж ее уговаривал, не знаю, но манто было шикарное. А на оставшиеся деньги мы приобрели свой первый автомобиль - «Москвич». Картина «Идиот» имела успех: Юру пригласили в США. Для визита я заказала ему два костюма, а актрисе Юлии Борисовой, сыгравшей Настасью Филипповну, отдала свои туфли малинового цвета. Работу Юры высоко оценили за границей: известный продюсер Спирас Скурас предложил ему роль Христа. Понятно, по каким причинам, Юрий не смог принять это предложение.

Екатерина РАЙКИНА

- Как вы узнали о романе с Райкиной?- Юра уехал с Катей на гастроли со спектаклем «Дамы и гусары». Я пришла его встречать в аэропорт, и Райкина тогда почему-то со мною не поздоровалась. Я не поняла, в чем дело, а спустя какое-то время «добрые» люди позвонили и сообщили пренеприятнейшее известие. Я спросила один раз Юру о Кате - он отрицал, второй - отрицал. А потом сказал: «Это все недоразумение! К этому относиться серьезно никак нельзя». Мне хватило этих слов. У меня жесткий характер: жить в ожидании следующей измены я не стану. Никто никому не бил морду, да и по натуре я не боец, считаю, что это недостойно женщины. Просто сказала: «Юра, оставайся там, где ты веселишься и доночевываешь». Мне было понятно, почему ему нравится в компании Кати. Она жила в номере гостиницы «Москва», где устраивались гулянки с интересными людьми. Юра пристрастился к напиткам, которые у нас в доме, да и в стране тогда не водились. Особенно полюбил виски. При Кате он и пить начал.


Ночные визиты

- От рокового шага вас не остановила даже беременность...- Не знаю, переживала бы я меньше, если б не выставила его с чемоданами. Но не сплю с тех пор, как по ночам ожидала Юру. До сих пор каждый вечер выпиваю снотворное... Мне предстояло кесарево, и врачи категорически запретили волноваться. Я на момент разрыва думала об одном: как жить дальше, выживет ли ребенок? В роддом Юра не пришел. Сразу после я пошла работать. У меня не было молока, и дочь Алену пришлось перевести на искусственное вскармливание. К маленькому ребенку он первые годы не приезжал. Потом, правда, стал навещать: всегда поздно ночью после спектакля с коньяком и одним цветком.

Юрий покорил Киру юношеской чистотой и трогательной заботой

- На развод подали вы?- Когда Катя, которая, как и я, ждала ребенка, родила, Юра пришел с бумажкой. Это был 1962 год. Я подписала согласие на развод. Три года на дочь он не давал ни копейки, но я в суд не обращалась. Потом моя мама осерчала: дочь работает участковым врачом, а Юрий не помогает. После суда Яковлев стал платить.- Пытался ли он вернуться к вам?- Юра пришел ко мне домой, когда Катя его выставила. С порога сообщил: «Мне некуда идти». Наверное, думал, что я заберу его обратно. Но я поселила бывшего супруга у своей тети - правнучки Владимира Даля. Вскоре я вышла замуж за журналиста, мы уехали жить в Европу, а у Юрия появилась театровед Ирина.- Юрий Васильевич приходил к вам до последних недель...- Он страдал от одиночества. Третья жена, Ирина, не смогла заполнить его жизнь. Я чувствовала, что больше всего на свете он любит свою собаку. Хотя он не жаловался... Последние дни Юрий Васильевич находился в больнице. Алена с Машей хотели его навестить, но Юра ответил, что не готов. А ночью он умер.- Какую роль он считал лучшей?- Ему нравилось то, как он сыграл в фильме «Необыкновенное лето», а вот роль Ипполита в «Иронии судьбы...» не любил.

Шикарную норковую шубу Юрий Васильевич купил жене на гонорар за фильм «Идиот»

- Ваша дочь Алена и внучка Маша пошли по актерской стезе...- Алена родила дочь Машу от актера Кирилла Козакова. Но он оказался сложным человеком, поэтому Алена с ним прожила недолго. Еще раз замуж дочь пока не собирается... Юра был хорошим дедушкой. Когда родилась внучка, он ее полюбил всем сердцем. Маша, как и Алена, стала актрисой, сыграла в популярных сериалах «Кармелита», «Дурная кровь»... На личном фронте у внучки тоже все хорошо - живет с танцором рок-оперы «Юнона и Авось» из «Ленкома».- Почему вы не пришли на похороны?- Потому что не хотела видеть его мертвым. И на годовщину меня не позовут: Ирина меня не жалует, поскольку всегда ревновала. Для меня он живой: нет ощущения, что его нет на свете...