Какая трагедия стояла за «Лунной сонатой» Бетховена

Людвиг ван Бетховен. Источник: Wikimedia
Людвиг ван Бетховен. Источник: Wikimedia
Людвиг ван Бетховен вкладывал в свое произведение боль собственного разбитого сердца и горечь от предательства холодной кокетки Джульетты Гвиччарди

Чарующие звуки всем известной «Лунной сонаты» скрывают в себе страдания и боль от неразделенной любви. Ведь только страдающий человек способен на истинное вдохновение, только душевная боль становится источником гениальных произведений. «Лунная соната» вот уже не одну сотню лет тревожит наши сердца, заставляя плакать и вспоминать самое заветное.

Начинающий музыкант

Заниматься музыкой Бетховен начал в четыре года — по настоянию отца, авторитарного, деспотичного и жесткого человека. Уже в восемь Людвиг давал концерты. А когда ему исполнилось 17, он решил осуществить свою мечту — уехать из родного Бонна в Вену, эту столицу музыкантов.

Нелюдимый и угрюмый юноша казался окружающим невоспитанным и грубым. На самом же деле Бетховен всегда отличался тонкостью чувств и ранимостью, только старался прятать свою настоящую натуру глубоко в душе, опасаясь насмешек и разочарований. Он всегда мечтал встретиться со своим кумиром — Вольфгангом Амадеем Моцартом, высоко ценя его талант. Неизвестно, были ли знакомы лично эти два великих музыканта, достоверно лишь одно: Моцарт советовал современникам обратить внимание на Бетховена, пророча ему большое будущее.

В 1795 году 25-летний Бетховен впервые выступил в Вене с собственным фортепианным концертом — и получил горячие аплодисменты. С того дня началось его победное восхождение на музыкальный Олимп.

Вероятно, последний прижизненный портрет Моцарта. Художник – И.Д. Эдлингер. Источник: Wikimedia
Вероятно, последний прижизненный портрет Моцарта. Художник – И.Д. Эдлингер. Источник: Wikimedia

Глухой музыкант

Однако уже спустя год талантливый композитор начинает быстро терять слух. Трудно представить себе, какой трагедией стало это для человека, влюбленного в музыку. Несмотря на все сложности — ведь от него с каждым днем все больше, по его собственному выражению, «ускользал мир», теряя звуки, - Бетховен упорно продолжал работать, создавая все новые музыкальные произведения.

Девятая симфония - «Ода к радости» - произвела фурор среди зрителей, однако сам Бетховен к тому моменту не мог услышать даже грома оваций, которыми одарили его восторженные поклонники: ему пришлось обернуться к залу, чтобы увидеть восхищенные лица и понять, что к нему пришел настоящий успех.

Слух, между тем, становился все слабее. Бетховен продолжал сочинять музыку, но вот давать концерты ему становилось все труднее, и скоро он прекращает эту деятельность. Ему пришлось бы совсем плохо — и в материальном плане в том числе, - но выручали частные уроки, которые он давал начинающим музыкантам.

Влюбленный музыкант

Кадр из фильма Бернарда Роуза «Бессмертная возлюбленная», 1994 г.
Кадр из фильма Бернарда Роуза «Бессмертная возлюбленная», 1994 г.

И однажды 30-летнего Бетховена настигла любовь. Он не устоял перед чарами юной 16-летней ученицы. Джульетта Гвиччарди принадлежала к аристократическому роду — в отличие от Бетховена. Однако ни разница в положении, ни разница в возрасте, ни другие препятствия не охладили пыл гения. Бетховен восторженно писал о своей любви друзьям, уверенный в том, что его чувства взаимны.

Девушка же просто кокетничала с известным композитором, ей льстило внимание такого знаменитого и талантливого поклонника, ее не смущали даже приступы гнева маэстро, во время которых он, раздраженный неважными успехами ученицы, мог швырнуть на пол тетради с нотами.

Наивный как дитя Бетховен надеялся жениться на прелестной Джульетте. Он мечтал о том, как будет давать больше уроков, заработает много денег и тогда... Пустая, легкомысленная девушка, не задумываясь, подавала ему некоторые надежды. В качестве платы за уроки юная аристократка придумала дарить маэстро собственноручно вышитые рубашки: ведь денег он с нее не брал. А однажды Джульетта кокетливо попросила написать для нее сонату. Бетховен с жаром принялся за работу. В то же время он часто писал письма своей возлюбленной, называя ее ангелом, уверяя в вечности своих чувств и умоляя о взаимности.

Кадр из фильма «Бессмертная возлюбленная»
Кадр из фильма «Бессмертная возлюбленная»

Казалось, Джульетта не собиралась его отталкивать. Во всяком случае, девушка не отказалась от приглашения композитора провести лето вместе с ним в Венгрии, в имении Брунсвиков. Они подолгу гуляли в саду, сидели в беседке и вели романтические разговоры.

Однако скоро идиллия закончилась. Ветреная аристократка отдала предпочтение равному по положению — богатому графу Роберту фон Галленбергу. Граф тоже музицировал и даже сам сочинял музыкальные произведения. Джульетта находила их гениальными и не стеснялась говорить об этом Бетховену. Взбешенный композитор, видя все ничтожество опусов графа и коварство неверной возлюбленной, невероятно страдал, сознавая собственное бессилие. В гневе Бетховен запретил Джульетте приходить к нему. Скоро он получил от нее письмо: Джульетта в очередной раз называла Галленберга гением и выражала свое намерение стать его ангелом-хранителем.

Джульетта Гвиччарди. Источник: Wikimedia
Джульетта Гвиччарди. Источник: Wikimedia

Выйдя замуж за графа, Джульетта уехала с ним в Италию, где, по свидетельствам современников, вела далеко не праведную жизнь — увлекалась светскими повесами, мало обращая внимания на мужа и детей. Деньги вскоре были промотаны, и в Вену супруги вернулись обедневшими. У Джульетты хватило наглости явиться к Бетховену, чтобы просить у него материальной помощи в память об их былых отношениях. Композитор холодно выслушал ее мольбы и дал денег, никак не выразив своих чувств.

И все же он любил Джульетту до последних своих дней. Увлекаясь другими женщинами, продолжая искать свою музу, надеясь на взаимные чувства и счастье, он, тем не менее, носил в своем сердце образ прелестной Джульетты, выразив всю свою любовь, боль и нежность в трагических и прекрасных звуках «Лунной сонаты». После смерти маэстро в его бумагах нашли последнее письмо, надписанное «Бессмертной возлюбленной». «Моя жизнь, мое все...», «Какая тоска, какие слезы...», «глубокая печаль...».






«Как завещал Маэстро»: Международный фонд Юрия Темирканова поделился итогами 2024 года
В Московском театре оперетты пройдет юбилейный вечер «Дунаевские. Двойной портрет»