Ирина Пегова сыграла королеву постели

Вдова Петра Тодоровского продала квартиры, чтобы закончить фильм по сценарию мужа

Вдова Петра Тодоровского продала квартиры, чтобы закончить фильм по сценарию мужа

26 августа исполнилось 90 лет со дня рождения замечательного режиссера Петра ТОДОРОВСКОГО, фильмы которого - «Военно-полевой роман» и «Интердевочка» любимы миллионами зрителей. Последней задумкой ушедшего два года назад из жизни кинематографиста стал сценарий к военному фильму, в основу которого заложен реальный сюжет из его собственной жизни. Работу над картиной завершила супруга режиссера - Мира ТОДОРОВСКАЯ. На недавнем фестивале «Окно в Европу» в Выборге фильм получил один из главных призов - «Золотую ладью».

Я познакомилась с Мирой Тодоровской два года назад в Выборге. Тогда она переживала непростое время: прошло чуть больше полугода, как не стало ее супруга - Петра Ефимовича.  Она и рассказала мне о последнем сценарии мужа. Жаловалась, что Петр Ефимович не успел найти деньги на фильм. Казалось, картине не бывать. Но через два года Мира Григорьевна привезла ленту «В далеком сорок пятом… Встречи на Эльбе» на фестиваль.

Мира ТОДОРОВСКАЯ закончила фильм к юбилею мужа

Мира ТОДОРОВСКАЯ закончила фильм к юбилею мужа

- Три года назад муж получил на картину 15 тысяч долларов, а надо в несколько раз больше, - рассказала Тодоровская. - Руководитель фонда кино Антон Малышев хотел мне выделить деньги, но вмешался, как мне сказали, Никита Михалков, и мне ничего не дали. Михалков всегда не любил Тодоровского: ревновал, потому что Никита тоже снимает фильмы о войне, и картина Пети - ему в пику. Тем не менее деньги я нашла. Помог бывший министр культуры Александр Адвеев, он сейчас посол в Ватикане. Позвонил в Сбербанк и Внешэкономбанк, и они выделили по 500 тысяч долларов. И еще я продала две наших с мужем квартиры.
- Вам вроде намекнули: дескать, сюжет не патриотичный.
- В фильме показана встреча на Эльбе в 1945-м русских и американских войск. По сюжету, один из наших молоденьких офицеров влюбляется в немецкую девушку Ханне-Лору, а другой - в американку Венди. Петр Ефимович описал в сценарии то, что он, 21-летний офицер Советской Армии, видел своими глазами. Немецкая девушка спасла жизнь любимого, заслонив грудью от пули бургомистра немецкого городка Иерихона. Допускаю, что это у Пети был роман с немкой. Но какая сейчас разница?

Пётр Ефимович обожал кошку Сильву, и она отвечала ему взаимностью

Пётр Ефимович обожал кошку Сильву, и она отвечала ему взаимностью. Фото Марины ВОЛОСЕВИЧ/«Комсомольская правда»

Сделали Монро

- Расскажите, как подбирали актеров?
- Немецкий город Иерихон я снимала в Польше. Поехала на Вроцлавскую киностудию и попросила помочь с актерами. Поскольку у меня денег на съемки было не много - 2 миллиона долларов, а везти наших актеров в Польшу - дорого. Поэтому у меня играют только пять наших артистов, остальные - поляки и немцы.
- А как нашли главную героиню? Почему не предложили эту роль невестке? (Актриса Евгения Брик - жена режиссера Валерия Тодоровского. - Н. М.)
- Мы с сыном работаем врозь. Валера всегда ужасно комплексовал, что его сравнивают с отцом. В итоге с актрисой на роль Венди вышла целая история. Когда мне принесли фото претендентки, я пришла в ужас. Она выглядела как серая мышка! А мне надо, чтобы в нее влюбился с первого взгляда советский офицер. Я сказала, что актриса Люсина Широк не подходит. А польские гримерши мне возразили: «Вы, русские, совсем, мол, заелись». Я попросила: «Тогда сделайте мне из нее Мэрилин Монро!» И, надо отдать гримершам должное, они смогли.

Актриса продемонстрировала в фильме «В далёком сорок пятом... Встречи на Эльбе» пышные формы

Актриса продемонстрировала в фильме «В далёком сорок пятом... Встречи на Эльбе» пышные формы

- Из известных актрис вы сняли только Ирину Пегову.
- Взяла из-за ее разбитного характера. Мне нужна была актриса, которая сыграет жадную до любви солдатку. Ее героиня соблазняет молоденького невинного офицера, а затем его бросает, уходя к полковнику. Ее так и величают офицеры - королева постели... С Ириной мы два часа беседовали, прежде чем она согласилась. Не знала, какую сумму попросить за съемки. Решила 120 тысяч рублей.
- Вы показали в фильме сцену, когда немка Эльза бежит по городу и слышит крики девушки, которую насилуют. Именно по этой причине в свое время запретили в России фильм «Безымянная - одна женщина в Берлине» с Евгением Сидихиным в главной роли.
- Я - за правду. У меня в картине есть, конечно, вещи, не красящие наших солдат. Молочница по привычке выставляет на пороге каждый день бидон с молоком для молокозавода, а наши солдаты его возьмут да выльют. Есть и такие фразы: «Как жили немцы и как живем мы?» Поэтому Министерство культуры и решило, что не стоит давать деньги на такой фильм. У меня была отснята сцена насилия, но я этот кадр вырезала. Оставила только крики о помощи. Потому что кино про другое: о счастье, что закончилась война. К тому же я хочу показать фильм в России.
- Фильм Тодоровского получил «Золотого медведя» - приз Берлинского кинофестиваля…
- Мы с Петей думали, что приз заслуженно получит Наташа Андрейченко, а дали за лучшую женскую роль Инне Чуриковой. Она не должна была его получить, но у нее в жюри оказалась подруга. Мы с Петей просили ее отдать нам «медведя», но она не отдала. Больше муж Инну не снимал. Правда, не по этой причине, а потому что муж Чуриковой, режиссер Глеб Панфилов, хотел сам супругу снимать. 
- Видел ли Валерий Тодоровский вашу картину?
- Да. Он сказал: «Мама сняла хороший фильм». В ближайшее время я поеду по приглашению американо-российского фонда в Вашингтон, где представлю картину. Думаю, в нынешней политической ситуации фильм полезен для обеих стран. Когда-то, в сложное время, мы были союзниками.