Неизвестная любовь Никиты Михалкова
- Дело у нас шло к свадьбе, но Настя Вертинская не хотела мне его уступать, - вспоминает балерина и хореограф Елена Матвеева
Казалось бы, о дамах сердца мэтра отечественного кино Никиты МИХАЛКОВА (21 октября он отмечает 70-летие) известно все. Но в недавно опубликованных мемуарах «Территория моей любви» (издательство «Эксмо») Никита Сергеевич схематично рассказал еще об одной девушке, которая оставила глубокий след в его большом сердце. Дело было в юности. Фамилию героини своего тогдашнего романа живой классик не называет, замечая лишь, что ее зовут Лена и она была «талантливой балериной, впоследствии сделавшей блистательную карьеру в качестве хореографа лучших танцевальных пар в фигурном катании». «Экспресс газете» удалось ее разыскать.
Никита МИХАЛКОВ |
Будучи еще совсем мальчишкой, Никита тщетно пытался обратить на себя внимание Анастасии Вертинской, своей будущей первой жены и мамы его сына Степана. Поначалу строптивая Настя отвергала любые поползновения Михалкова несмотря на то, что он сутками дежурил около ее подъезда с пышными букетами.
«За ней в это время ухаживал то ли Андрей Миронов, то ли Смоктуновский (а может, и оба)», - написал Никита Сергеевич в автобиографической книге и добавил, что, возможно, назло дочке знаменитого шансонье или чтобы забыться, закрутил роман с их общей подругой по имени Лена.
«Отношения с ней, - продолжает Михалков, - были вполне романтичные, но очень спокойные. Лена - девушка тихая, добрая, умная... Вскоре я уехал в Самарканд, на съемки фильма о войне «Перекличка», писал оттуда письма Лене, она мне тут же отвечала, все было чрезвычайно трогательно...
И вот, с увлечением отснявшись, я вернулся в Москву и сразу попал (разумеется, вместе со своей барышней) на день рождения Вани Дыховичного... Когда вечеринка была уже в полном разгаре, раздался звонок в дверь, и в комнату вошла Настя в сопровождении Андрея Миронова. Они сели за стол - я оказался наискосок от них... Случайно глаза наши встретились, потом еще раз... И вот я снова почувствовал ее взгляд - теперь долгий и пристальный. Дальше провал, потеря сознания наяву.
Я очнулся на лестничной клетке этажом ниже квартиры Дыховичного. Мы стояли у окна, обнявшись, и целовались, бесконечно и неудержимо... Я никогда потом не спрашивал Настю, что тогда произошло, как не спрашивал ее и о том, почему она пришла туда - намеренно или случайно. Смешанное чувство удивительного счастья и греха меня не покидало.
Мы соединились, и нам было невероятно, волшебно, а Лена в одночасье оказалась за скобками моей жизни...
Ощущение вины перед ней не оставляло меня всю жизнь. Не оставляет до сих пор.
Не оправдываю себя, но с Настей мне попросту снесло крышу».
Без вина и сигарет
В ходе долгих поисков мы установили, что «Лена» - это Елена Матвеева, балерина, которая после Большого театра ушла в большой спорт и стала работать хореографом в фигурном катании. Она добилась выдающихся успехов сначала с легендарной парой фигуристов Ириной Моисеевой и Андреем Миненковым, потом с Натальей Бестемьяновой и Андреем Букиным, и, наконец, с Ириной Слуцкой. Благодаря таланту Матвеевой выступления спортсменов превратились в потрясающие мини-спектакли.
Мы разыскали Елену Матвеевну и попросили поделиться своей версией отношений с Михалковым.
- Как вы познакомились с Никитой Сергеевичем?
- Мы знали друг друга лет с 15-16. Никита тогда только начал работать в кино. Снялся в фильме «Приключения Кроша». Это было году в 61-м, еще до картины «Я шагаю по Москве». Часто собирались компанией: Коля Бурляев, Вика Федорова, Ваня Дыховичный, Володя Грамматиков.
- Кутили?
- Нет. Кофе и мороженое. Без вина и сигарет даже.
МИХАЛКОВ и ВЕРТИНСКАЯ |
- А когда стали встречаться с Михалковым?
- Я выпускалась из балетного училища, мне было 18. Никита ухаживал красиво: всегда провожал до дома, был очень внимательным. И что мне особенно в нем нравилось - чувство юмора и демократичность. Несмотря на то что он из такой высокопоставленной семьи. Вместе не скучали никогда. У нас совпадали вкусы. Он понимал и любил музыку. Я тоже. Помню, слушали пластинки Шаляпина, концерт Сен-Санса. Никита, бывало, сидит, дирижирует. Он очень любил этот концерт.
- У вас был серьезный роман?
- Когда Никита уехал на съемки фильма «Перекличка» (это уже было после «Я шагаю по Москве»), писал мне из киноэспедиции. Я ему отвечала. Его письма сохранились у меня до сих пор. Дело у нас шло к свадьбе. Но... Настя Вертинская запала ему в сердце.
Хореографа МАТВЕЕВУ (справа), пережившую вместе с ними взлёты и падения, Ирина МОИСЕЕВА и Андрей МИНЕНКОВ ласково называли «добрым гением» |
Самый-самый
- Никита нравится многим. Вы ревновали, наверное?
- Нет. Он повода не давал. Ко мне Никита относился очень хорошо. Разве что только к Насте можно было ревновать. И я сыграла определенную роль в их женитьбе.
- То есть?
- Настю заело, видимо, что он недолго плакал по ней, стал встречаться со мной и у нас все хорошо. Бывало, мы с Никитой приходим в ресторан Дома кино, а в соседнем зале обязательно Вертинская сидит.
- И она решила его вернуть?
- Да!
- Так вы не уступали бы, боролись за любимого!
- Зачем? Я понимала, что они будут вместе.
Одной из лучших своих учениц Елена (справа) считает Ирину СЛУЦКУЮ |
- Как сложилась ваша судьба?
- У меня за плечами два брака. Детей нет. Личная жизнь, можно сказать, не сложилась. Зато сложилась карьера. Я долго была солисткой балета Большого театра. Потом ушла в фигурное катание. Занималась с талантливыми, известными на весь мир спортсменами. Долго работала во Франции, где меня очень ценили. Есть высокие награды. Так что не пропала.
- Но первая любовь, наверное, не забывается?
- Это на всю жизнь! Я считаю, что Никита был самым интересным, самым талантливым человеком, какого я только встречала. Я читала его книгу, где он тепло пишет обо мне. Мне приятно, что он тоже помнит. Знаете, есть такая поговорка: «Если хочешь, чтобы история не кончалась, не начинай ее». И то, что у него сохранилось до сих пор чувство вины, говорит мне о многом... Я хотела бы через вашу газету поздравить Никиту Сергеевича с юбилеем и пожелать ему добра. Только добра!
Никита Сергеевич обрёл настоящее семейное счастье с нынешней супругой Татьяной, которая родила ему троих детей: Надю, Аню и Артёма |
Никоненко и «кончаловка»
Официально брак ВЕРТИНСКОЙ и МИХАЛКОВА просуществовал четыре года. О том, почему все разрушилось, Михалков написал в «Территории моей любви» так:
* «Мы прожили вместе три года, но из них вместе-вместе - полтора. Почему так мало? Нет однозначного ответа. Наверное, мы оказались не готовы к ролям мужа и жены. Я тогда даже плохо понимал, каково это - иметь маленького ребенка, к чему это обязывает...
* К Насте я испытывал совершенно изумительные чувства, которые трудно выразить словами. И очень боялся ее потерять...
* Мы оказались очень разными людьми. Мы могли двигаться «по одной орбите», но только какое-то время...
В очередной раз крупно поссорились с Настей, и я вдруг решил: хватит. Отцедил у мамы нашей фирменной «кончаловки». Сразу выпил стакан залпом...
* Я позвонил моему другу Сереже Никоненко и попросился к нему переночевать... И остался там ровно на полгода...
* К Насте у меня навсегда осталось чувство, которое ни с чем не сравнить. Могу годами не думать о ней, не видеть ее, а потом случайно встретить и - словно и не расставались. Такие вещи не поддаются ни контролю, ни анализу, что-то неожиданное вдруг всплывает из памяти... Так или иначе, Настя остается частью моей жизни... и Таню, думаю, это поневоле тревожит....
* Но моя мудрая Таня всегда умела эти неоценимо важные в семейной жизни нюансы понять...»
Родовое поместье МИХАЛКОВЫХ на Николиной Горе. Фото Евгении ГУСЕВОЙ/«Комсомольская правда» |
Цитата
Татьяна МИХАЛКОВА в интервью «Комсомольской правде», октябрь 2015 г.:
- У Никиты Сергеевича приоритеты расставлены в пользу общественных и творческих дел. И от этого я всегда очень страдала. Мне хотелось чаще быть вместе, куда-нибудь вместе сходить... Все в жизни непросто. И я прощаю мужу все...
Страничка из мужского журнала 1964 года: МАТВЕЕВА (в круге) рядом с сёстрами РЯБИНКИНЫМИ |