Киномаски-шоу
Грим с Безрукова соскребали полтора часа, а Дмитрию Нагиеву понравилось быть «жирдяем»
Наше кино всегда славилось великолепными гримерами. О некоторых, связанных с ними историях - спецкор «Экспресс газеты» Денис ПОПОВ.
Бесстрашный Старик-Похабыч
В советском кино главным новатором в области грима долгое время считался Георгий Милляр, переигравший, пожалуй, всех представителей нечистой силы. От черта до Бабы- яги. Сын французского инженера-мостостроителя и дочери иркутского золотопромышленника, он начинал свой путь с театра города Геленджик. Работал простым бутафором, но грезил о сцене и знал назубок все роли. И когда однажды заболела актриса, игравшая Золушку, Георгий без проблем ее подменил.
Спустя несколько лет Милляр приехал в Москву учиться на актера. Тут-то парня с пластичным лицом и заприметил главный советский киносказочник Александр Роу. Их крепкая мужская дружба продолжалась несколько десятилетий.
Кащей Бессмертный в одноимённом фильме |
Ходила, правда, одно время такая байка. Якобы в конце 30-х начинающего актера застукали за этим самым с лауреатом Сталинской премии, которому вождь очень благоволил. Знаменитость чекисты тронуть не посмели, а вот Милляра посадили в общую камеру, отпустив лишь через несколько недель.
Чёрт в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» |
Будучи под градусом, наш герой любил поострить на грани фола. Гримерши краской заливались. За острый язычок он получил прозвище Старик-Похабыч.
Свою первую Бабу-ягу Милляр сыграл в 36. Образ, говорил, списал с натуры:
- В Ялте я старушку увидел - коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба-яга? А еще обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить. Она все время норовила какую-нибудь гадость сделать: то вещи испачкает, то в суп чего-нибудь подсыплет…
Баба-яга в «Морозко» |
Чудо-юдо в «Варваре-краса, длинная коса» |
Его избранницей стала соседка по коммуналке - 60-летняя Мария Васильевна. Когда сватался, женщина отбояривалась: «Что вы, Георгий Францевич! Мне не нужны мужчины!» На что Милляр отвечал: «А я и не мужчина. Я Баба-яга». Из-за свадьбы отменили съемки, на берегу Москвы-реки устроили пирушку с ряжеными, конкурсами и плясками.
Полуфранцуз МИЛЛЯР 61 год из 89 посвятил кино |
Баба Ванга вернулась!
На роль известной провидицы в 12-серийный фильм «Вангелия» приглашали сначала Римму Маркову, но ее духовник запретил участвовать в съемках. Когда актрису Инну Чурикову с трудом уговорили на эту роль, она неожиданно сломала обе руки. А вот Елена Яковлева согласилась без лишних слов.
- Завещания вроде того, что Вангу нельзя изображать в кино, не существует. Поэтому... Все эти истории про мистику, кару - выдумки. Был, правда, один случай: режиссер сломал ногу на съемочной площадке - а не надо по горам в шлепанцах лазить, вот и все! - считает Елена.
ЯКОВЛЕВА призналась... |
Говорят, когда актриса впервые вышла на съемочную площадку в законченном образе, группу охватило оцепенение. Походка, жесты, поворот головы - все изменилось. Болгары из массовки, которые видели целительницу при жизни, восклицали: «Баба Ванга вернулась!»
...что стала Вангой из профессиональной жадности |
Настоящий Семёныч
Об уникальном гриме Сергея Безрукова в байопике о Владимире Высоцком уже написано немало. Над маской трудилась команда Петра Горшенина, рассказавшего порталу
- С уверенностью могу сказать: и по объему работы, и по кропотливости, и по точности в мировой практике ничего подобного не было.
Мы работали только с фотографиями. Сын барда - Никита Владимирович - очень помог нам, дав из архива несколько сотен снимков, на которых Высоцкий представлен во всех ракурсах. Эти фотографии - всего около пятисот - заменяли нам эскизы. Слепок с мертвого человека ничем не может помочь в создании образа человека живого. Я видел посмертный слепок. Это совершенно другое лицо - оплывшее, застывшее.
БЕЗРУКОВ долго скрывал... |
Под увеличительным стеклом тончайшими скульптурными инструментами делалась каждая пора. Проверялась толщина скульптурного слоя - для этого используется специальная игла с рисочками. Когда игла упирается, я смотрю на эти рисочки, вижу, что вот в этом месте толщина скульптуры составляет один миллиметр, и, зная материалы, понимаю, как будет тянуться кожа, как она будет сокращаться.
...что это он сыграл великого барда |
Такой сложный пластический грим трудно делать одному, требовались ассистенты. Минимум трое, максимум - четверо. Причем имейте в виду, что образ Высоцкого - это не только пластический грим. Это и постижерские изделия - бакенбарды, небритость, брови. У нас на каждый съемочный день был новый комплект бровей. Сначала наносится пластический грим, а затем все эти волоски втапливают в силикон.
НАГИЕВУ понравилось... Фото Михаила ФРОЛОВА/«Комсомольская правда» |
Правдоподобный ублюдок
Согласившись на роль тучного владельца торгового центра, Дмитрий Нагиев решил тряхнуть стариной (помните, как он в конце 90-х жег с Сергеем Ростом в «Осторожно, модерн!» и в гэгах про прапорщика Задова?). Для съемок в фильме «Мужчина с гарантией» брутальному Диме сделали накладной живот и пластический грим. Это изменило мачо до неузнаваемости.
- В этом гриме можно ходить четыре часа, а мне пришлось дольше. В результате высыпали неприятные раздражения, - жаловался актер нашей корреспондентке Наталии Мурге. - Журналисты приезжали в магазин, где проходили съемки, и меня не узнавали. Когда я к ним подходил со словами: «Ребята, кого ищете?» - они брезгливо отвечали: «Не ваше дело». Короче, ублюдок из меня вышел на славу.
...быть толстяком |
Бомже мой!
На сериале «Б.О.М.Ж.» профессионалы превращали актеров в немытых бродяг, смешивая серый грим с черным и коричневым. Волосы «зажирняли» специальным воском и посыпали песочком для придания большей достоверности.
- В итоге даже проходящие мимо площадки настоящие бомжи принимали «наших» за своих и пытались вступить с ними в беседу. Но актеры от бездомных старались держаться на расстоянии, - рассказывала гример Мария Дорохина.
Жуков (ЕГОРОВ) и «Борода» (ХАРИТОНОВ) от настоящих бродяг держались в стороне |
Бабские выходки Жана Маре
Французская комедия «Фантомас» Андре Юнибеля вышла в советский прокат летом 67-го и сразу же стала кинохитом №1. Показ этого фильма привел к эксцессам в подростковой среде, связанным с тем, что на афишах фильма не стояло слово «кинокомедия», и пародийный «Фантомас» воспринимался пацанами на полном серьезе. Некоторые подростки, подражая злодею, начали преступать закон. А в Ростове банда братьев Толстопятовых, надевавшая во время ограблений черные чулки на голову, даже получила прозвище «Фантомасы».
Маска Фантомаса... |
Несмотря на успех трилогии, исполнитель главной роли, блистательный Жан Маре, пожалел, что согласился в ней играть. В первую очередь из-за грим-масок: они страшно жгли и портили кожу. На съемках Жан скандалил и капризничал, что не могло не сказываться на процессе. Бабские истерики коллеги дико бесили Луи де Фюнеса: актеры нередко вступали в словесные перепалки, которые едва не доходили до драки.
...испортила лицо французскому красавчику |
По-русски МАРЕ говорил голосом Владимира ДРУЖНИКОВА |
Дырявые глаза
В новом сезоне канала СТС - продолжение мистического фильма «Выжить после». Для армии поклонников сериала - это, конечно, большое событие. Зрители до сих пор не могут забыть жуткие создания - мурании с «дырявыми» глазами. Знаете, как они делались? Художники по гриму заказывали в Корее специальные склеральные линзы (в России их не производят). На съемочной площадке постоянно дежурил врач-офтальмолог, следящий за здоровьем актрис. А пластику зомби перед каждыми съемками с «зараженными» девушками отрабатывал хореограф.
Мураний изображали на самом деле симпатичные девушки |
Перед «смертью» артисты используют презерватив
Софья ФИЛЕНОВА, гример Студии им. Горького, несколько лет назад поделилась тайнами своей интереснейшей профессии:
- Изуродовать человека просто: клеишь поролоновые или латексные накладки, а потом делай с ними что хочешь - крась в любой цвет, можно пинцетом язвочки выщипать, можно припухлость изобразить. Если надо, кожа будет отслаиваться и свисать, как при «проказе». Сгустки крови делаем обыкновенным гелем для волос - очень натурально получается. Отдельные элементы, нестандартные нос и уши, - это накладки. Делаются они так: слой за слоем кладется мягкая резина, застывает, и снова слой за слоем - это работа не одного дня. Чтобы образ был еще более натуральным, используется пластический грим: тоненькие кусочки резиновой пленки наклеиваются по мышечным контурам лица, пока не достигается необходимая форма. В этом случае будет видна вся мимика актера. Минус в том, что грим в конце съемочного дня приходится смывать, а назавтра все по-новой.
КУРАВЛЁВ в «Семнадцати мгновениях» ходил с жвачкой на носу |
В чемоданчике мастера всегда есть и пачка презервативов. В «изделие №2» наливают искусственную кровь, чтобы сымитировать ранение. Это очень удобно, он прочный, тонкий и непромокаемый. На теле актера крепится защитный лист, а сверху взрывное мини-устройство, которое «подрывает» кондом: он лопается, кровь брызжет в разные стороны, а на экране страшное ранение.