О том, как отбираются фильмы на кинофестиваль «Литература и кино»
В 2018 году ХХIV Российский кинофестиваль «Литература и кино» пройдет в Гатчине с 12 по 18 апреля.Отборочная комиссия уже выбрала фильмы, отвечающие главным критериям кинофорума, - экранизации литературных произведений. О том, какое кино ждет жюри во главе с кинорежиссером Вадимом АБДРАШИТОВЫМ, и зрителей, пресс-службе Российского кинофестиваля «Литература и кино» рассказала представитель отборочной комиссии киновед Светлана ХОХРЯКОВА.
- Уже месяц как закончился прием конкурсных заявок. Понятно, какие фильмы попадут на «Литературу и кино» в этом году?
- Несмотря на то, что срок подачи заявок завершился, кинематографисты живут стихийно, вне правил, продолжают присылать фильмы. А мы верим в появление чего-то особенного и даем слабину. Не раз бывало, что именно в последний момент приходит что-то свежее и талантливое. Кто-то по объективным обстоятельствам заканчивает картину, когда программа сформирована. Скорее всего, в конкурсе примут участие 9 игровых и 9 неигровых картин. Так, что жюри под руководством Вадима Абдрашитова предстоят напряженные дни.
- Вы отсматриваете кино на протяжении всего года. В этом году много/мало фильмов, отвечающих требованиям? Каковы тенденции?
- По счастью, уровень игровых картин оказался значительно выше того, что был в последние годы. Поддерживаю решение возглавлявшего жюри в 2016 году Сергея Урсуляка, который радикально подошел к ситуации и отказался вручать главный приз игровой картине. Именно тогда документальная часть конкурса была особенно яркой и нестандартной. Большого вала картин в этот раз не было - тех, что приходят самотеком, - а среди них всегда можно выудить что-то любопытное. Год назад много интересного было сделано за пределами Москвы и Петербурга. Соответственно, и география фестиваля расширилась до Якутска, Перми, Хабаровска, Владикавказа. В этом году географического размаха нет. В основном, все сосредоточено около двух столиц. Отборщики выбирали из того, что сами находили на протяжении года. Так сложилось, что в программе оказались экранизации современных пьес. Одна из них «Язычники» - дебют молодого и талантливого режиссера Леры Сурковой - сделана по пьесе Анны Яблонской, трагически погибшей в 2011 году во время теракта в аэропорту Домодедово. Снимались в картине актеры, играющие эту пьесу в театре. Есть и документальная лента, напрямую связанная с театром и адаптацией в нем литературного произведения.
- Что чаще выбирают режиссеры - классику или современную прозу?
- Много экранизаций делают мультипликаторы и молодые режиссеры, снимающие короткий метр. По ряду объективных причин у нас нет пока возможности проводить отдельно анимационный и дебютный конкурсы, как это было прежде. В основе отобранных фильмов – самая разная литература: от японского писателя начала XX века Рюноскэ Акутагавы в «Мешке без дна» Рустама Хамдамова до вольного изложения «Белых ночей» Достоевского одним из самых востребованных представителей новой драмы Вячеславом Дурненковым. Есть радикальное прочтение чеховских «Трех сестер» Юрием Грымовым, где все персонажи намеренно состарены, и взгляд студентов ВГИКа на Бунина и Куприна в «Гранях любви» Владимира Грамматикова. Зрители увидят и другие экспериментальные работы, в частности – картину о Пушкине, созданную при содействии московского музея его имени, где самые разные люди – известные и рядовые – пытаются понять, что стало с русским гением сегодня.
Документалисты часто идут проторенным путем, используя стандартный набор: кинохроника, закадровый комментарий, «говорящие головы». Хорошо хоть обошлось без фальшивых постановочных сцен. Часто режиссеры находят интересных и мало нам знакомых героев, но не справляются с ними. В итоге появляются абсолютно убитые фильмы и мертвые персонажи, которых не спасет даже уникальная документальная фактура. Мы постарались выбрать живое, а не замшелое кино.
– К качеству фильмов есть какие-то претензии?
- В числе отсмотренных было немало линейных картин, которые не вызывают никаких чувств и мыслей, и уж тем более споров. А это смерть для любого фильма. Мы их просто не взяли. Если фильм парадоксальный, пусть и не во всем совершенный, но задевающий за живое, тогда возникает диалог со зрителем. Наверняка, «Довлатов» Алексея Германа-младшего вызовет много дискуссий, но это тот редкий случай, когда современный режиссер задумывается о серьезных вещах, а не о том, как срубить денег, относится к кино как к искусству.
- Каких фильмов вам лично не хватает в конкурсе?
- Тех, которые не сняты или ждут очереди на мировые фестивали, предстоящий в июне «Кинотавр». К примеру, Анна Матисон экранизировала довлатовский «Заповедник», от которого отказался в свое время Алексей Герман-младший, поскольку счел, что он не поддается экранизации. Но Матисон и Безруков, сыгравший там главную роль, так не считают. Они ждут отбора «Кинотавра». Каждый год повторяется одна и та же история. Наши кинематографисты мечтают попасть на фестивали в Венецию и Берлине, реже на Каннский кинофестиваль, поскольку это почти нереально. В итоге не попадают никуда, не имеют международной судьбы, так и выходят в прокат. Побороть подобную практику небольшому фестивалю практически не по силам.
Фото автора