За что на Синюю Бороду свалили чужие издевательства над жёнами
Более трех столетий назад сказочник Шарль Перро написал триллер про, как сейчас бы выразились, серийного маньяка Синюю Бороду, безжалостно убивавшего своих жен. Его прототипом считают барона Жиля де Рэ (Жиль де Монморанси-Лаваль, барон де Рэ, граф де Бриен, сеньор д’Ингран и де Шанту) – рыцаря без страха и упрека, соратника и телохранителя Жанны д’Арк, маршала Франции, которого казнили то ли на дыбе, то ли умертвили гароттой (удавкой) в 1440 году.
Человека из знатного рода обвинили в чудовищных преступлениях: убийствах более чем сотни детей, в запретных алхимических опытах и дьяволопоклонничестве. В памяти большинства он остается серийным убийцей, и мало кто знает, что в конце XX века барона посмертно реабилитировали за отсутствием состава преступления.
Так кто же и почему заклеймил несмываемым пятном позора совершенного невиновного человека?
Верой и правдой, мечом и деньгами
Прежде чем «превратиться» в самого омерзительного преступника, Жиль прославился своими военными подвигами. Мальчик был в родстве с прославленным полководцем Бертраном Дюгескленом. Его отец – Ги II де Лаваль – погиб то ли на войне, то ли на дуэли. Мать, Мари де Краон, вышла замуж и отдала Жиля вместе с его братом Рене на попечение деда – Жана де Краона. Известно, что будущий вояка отлично фехтовал, увлекался соколиной охотой, знал несколько языков и уже в юношеском возрасте собрал приличную библиотеку.
В 16 лет дед ему нашел невесту – кузину Катрин де Туар. В то время браки между двоюродными братьями и сестрами не поощрялись. Жилю пришлось вначале выкрасть невесту, тайком с ней обвенчаться, а потом уже выпросить разрешение на официальный брак у церкви.
У них родилась дочь Мария, но семье отец и муж уделял не так уж много времени – шла Столетняя война. Молодой барон выступил на стороне дофина Карла – будущего короля Карла VII, которому Жиль постоянно ссужал деньги. А потом в его жизнь ворвалась Орлеанская дева – Жанна д’Арк.
Уже опытный полководец встал под ее знамена: охранял Святую Жанну, помогал ей во время военных действий, оплачивал ее армию и был с ней почти до самого конца. После ее гибели, когда Франция оставила освободительницу во вражеском плену, он отказался служить королю, предавшему свою героиню, и осел в замке Тиффож.
Невиноватый он!
В своих владениях он жил на широкую ногу: имел 200 охранников-рыцарей, около 50 придворных (музыкантов, пажей, поваров), 20 прелатов и личную церковь. Жиль де Рэ баснословные деньги тратил на роскошные пиры, театральные постановки и другие развлечения. К нему в замок как мухи на мед слетались все, кто хотел урвать свой жирный кусочек. Деньги утекали сквозь пальцы, и сеньор начал продавать свои другие владения.
Но тут воспротивился его брат Рене, не желающий терять наследство, а Карл VII наложил запрет на продажу. Тогда Жиль де Рэ начинает заниматься алхимией, чтобы добыть золото. К магическим опытам привлекает профессионалов, которые никак ему не могут помочь, а потом появляется как черт из табакерки некромант (маг, взаимодействующий с миром мертвых – прим. ред.) Франческо Прелати.
Якобы он науськивал очарованного им Жиля де Рэ вызвать самого дьявола, чтобы ускорить процесс получения золота. И сдал в руки инквизиции, которая запрещала проведение алхимических опытов и занятия чернокнижием. Но барона обвиняли не только в этом.
Среди почти 50 пунктов был и такой, где говорилось: Жиль де Рэ экспериментировал над бедными детишками, мучая, насилуя и убивая преимущественно малолетних мальчиков. Их тела он приносил в жертву дьяволу. В материалах следствия подробно и тщательно были описаны все эти мерзости. Крестьяне давали показания, что их дети, отправляясь в замок за милостыней, пропадали бесследно. Вначале говорилось, что барона не пытали и он сам во всем признался.
Позже появилась информация, что его растягивали на так называемой «лестнице», ломая кости. И под чудовищными пытками барон согласился со всем, что ему вменяли. При этом не было найдено ни одного доказательства того, что он мучил и убивал детей.
Однако его все равно казнили. Карл VII забыл все заслуги своего бывшего друга еще и по той причине, что не хотел ему отдавать большой долг. А Франческо Прелати удалось избежать наказания. В 1992 году французские ученые подняли все документы о деле Синей Бороды и, тщательно изучив все допросы и показания, посмертно оправдали Жиля де Рэ.
Претенденты на роль
Так почему же ни в чем неповинный барон стал прообразом Синей Бороды? Исследователи сказок и историки пришли к тому, что сюжет с казнью Жиля де Рэ наложился на уже бытовавшие литературные сюжеты. Например, ходила история о графе Кономоре Проклятом, который во время дьявольских ритуалов убивал беременных жен. Одна воскресла, и убийца был наказан.
Можно предположить, что необъяснимым образом замученные жены переплелись с детьми, якобы убитыми сеньором де Монморанси-Лавалем. Могли припомнить Жилю де Рэ и нескольких невест, по каким-то причинам умерших еще до свадьбы с ним.
Так и родилась страшная легенда о Синей Бороде. Шарль Перро по-своему переосмыслил и написал жуткую сказку. А почему именно о синей, объясняет еще одна бретонская легенда, в которой рассказывается уже о бароне Жиле де Рэ, укравшем чужую жену. Он клялся ей в любви, обещая отдать свою душу и тело. Как только она дала согласие, тут же превратилась в дьявола синего цвета. Сатана рассмеялся и окрасил бороду барона в синий цвет, таким образом поставив ему «печать нечистой силы».
Кроме Жиля де Рэ на роль Синей Бороды претендуют основатель династии Тюдоров, король Англии – Генрих VIII, избавившийся от шести жен. Римский аристократ Франческо Ченчи, который растлил свою дочь Беатриче, устраивал оргии с ней и с ее мачехой. В итоге был убит дочерью. Претендентом является даже наш Иван Грозный, который менял любовниц и по очереди так или иначе извел каждую из восьми жен.