У самого дальнего моря. Первого командира порта Владивосток выгнали за пропажу бочки спирта

Говорят, последние три года во Владивостоке все больше гостей. Пандемия и закрытое европейское небо сделали свое дело: потянулись туристы даже из Центральной России. Конечно, нам, в отличие от сибиряков, на 2–3 дня не сгонять: длинный перелет и +7 часов к московскому времени - непростое испытание. Так что минимум неделя. Поверьте, там найдется, чем ее заполнить:
- обозреть город с нескольких смотровых площадок;
- посетить музеи - краеведческие, картинную галерею, зоологический, геологический, военно-исторические и местную крепость. В качестве экзотики - музей трепанга;
- сходить в Приморский театр оперы и балета - филиал питерской Мариинки. Не любите балет, обратите внимание на местный драмтеатр;
- осмотреть храмы разных конфессий и послушать орган в лютеранской церкви;
- взять морские прогулки по заливам и к небольшим островкам;
- прогуляться на острове Русском по многочисленным пешим маршрутам, зайти в океанариум;
- добраться до морефермы и продегустировать мидий, устриц, ежей, трепангов. Посмотреть на пятнистых кошек в нацпарке «Земля леопарда» - до него едут на рейсовых автобусах, на авто или с экскурсией.
Для активных есть сплавы на рафтах, прогулки на сапах, восхождения на сопки. Если останется время, можно съездить в соседние города - Уссурийск, Находку, Хабаровск. Программу лучше наметить так, чтобы можно было ее менять в зависимости от погоды: дождь - идем в музей, солнце - на морскую прогулку.

Летайте самолетами
Чтобы перелет не опустошил весь карман, попробуйте ухватить «плоский» тариф «Аэрофлота». Он действует для рейсов из Москвы, во Владивосток стоит 30,1 тыс. руб. туда-обратно с багажом. Алгоритма, к сожалению, нет. Просто меняйте даты и смотрите цены. Если не поймаете, придется выложить 50 - 70 тыс. руб.
Лететь туда 8 ч 20 мин, обратно 8 ч 50 мин. Некоторые берут билеты с пересадкой - специально, чтобы было время постоять на твердой земле и размяться. А кто-то и на поезде едет по Транссибу - шесть суток. Стоит это развлечение от 37 тыс. за боковушку в плацкарте и от 70 тыс. за место в купе. К слову, не во всех поездах в вагонах есть душ.
Живите в центре
Удобнее селиться в центре: в районе улиц Светланской, Семеновской, Алеутской, Пограничной, адмирала Фокина и на Океанском проспекте. Обязательно читайте отзывы. Стоит жилье в сезон от 5 тыс. руб. за крошечный номер в отеле или квартиру-студию, 7 - 10 тыс. за однушку, 13 - 15 тыс. за двушку, и будет обидно нарваться на нечестного хозяина.
На Русском жить дешевле, но придется рано возвращаться с материка: общественный транспорт работает до 21, такси после этого взлетает в цене.
Почти как в Сочи
Туристический сезон: с апреля по октябрь. Высокий - август и начало сентября: в это время можно купаться. Зимой лучше не ездить: в пурге и ветрах, сдувающих даже машины на обледеневших улицах, приятного мало.
Владивосток расположен на широте чуть южнее Сочи, и он один из лидеров по солнечным дням в году. Обгореть можно, даже если будут тяжелые облака - пользуйтесь кремом в любую погоду.
На лицо ужасные, вкусные внутри
Во Владивостоке множество заведений русской, китайской, корейской, японской, грузинской, бурятской кухонь. И конечно, обилие морепродуктов. Прежде чем брать что-то экзотическое, узнайте подробности. Например, трепанги или кукумария на вид - мерзкие слизни, и не каждый пересилит себя, чтобы проглотить кусочек. В виде сашими с соусом напоминают вкусом свиные ушки, жареные или тушеные похожи на гребешки.
Иногда прогулки на катере включают угощение свежевыловленными дарами моря. Это даже выгоднее, чем пробовать их в ресторане, отдавая по 400 - 700 руб. за одного ежа или гребешка, ну и свежесть гарантирована.

Блеск и нищета
Туристов завлекают в бухту Стеклянная, берег которой усыпан отшлифованными водой осколками стекла. На фото красиво: будто самоцветы. Но большинство рекламных снимков обработано фильтрами. На деле бывшая городская помойка, куда сваливали стекло, фарфор, кафель, не выглядит такой яркой. Плюс толпы туристов, китайцев, сомнительные забегаловки с шашлыком и кукурузой и единственный вонючий туалет, к тому же платный.
Совершенно секретно
Летом 1860-го на безлюдной территории, в бухте Золотой Рог, высадилась команда прапорщика Николая Комарова - 28 рядовых и 3 офицера. Они заложили морской порт в этом удачном для владения востоком месте: защищенная гавань вблизи от торговых путей с возможностью протянуть туда железную дорогу.
Переговоры с Китаем о принадлежности этой земли шли уже больше года, так что это был почти самозахват. Поэтому операцию засекретили. Но начать обустраиваться проще было летом, пока не налетели снег и ветры. Договор, по которому Приморье отошло России, был подписан 2 ноября 1860-го.
Комарова через год из Владивостока погнали - за пропажу бочки казенного спирта (а чем еще там было тогда развлекаться?!). Впрочем, он дослужился до капитан-инженера, строил другие города Дальнего Востока, например, Хабаровск. В 1875 году вышел в отставку. Статус города был присвоен Владивостоку в 1880-м.