Глафира Тарханова: С Костей Райкиным - совсем не рай

Когда худрук «Сатирикона» отпустил актрису на съёмки, его перестали считать деспотом

Когда худрук «Сатирикона» отпустил актрису на съемки, его перестали считать деспотом

На канале «Россия» прошла премьера фильма «По секрету всему свету», где главную роль сыграла Глафира ТАРХАНОВА. Наш корреспондент пообщался с актрисой.

- После Школы-студии МХАТ Вы поступили на психологический факультет МГУ. Зачем?

- Мне всегда хотелось иметь семью и детей. И сейчас у меня прекрасный муж и трое сыновей. Но я не была уверена, что достаточно подкована для гармоничного воспитания детей. Первенца родила как раз когда училась на психфаке. Многие женщины воспитывают своих отпрысков так, как растили их самих. Я же хотела выработать собственную модель. Вообще за время учебы на психфаке у меня поменялось отношение к окружающему миру.

- Вас не устраивали отношения с мамой?

- Мы с ней – лучшие подружки. Она тоже получила диплом психолога, будучи взрослым человеком. Моя мама - вообще уникальная женщина. Но до сих пор есть вещи, по которым мы не всегда сходимся во мнениях.

- Ваши родители развелись, когда вы были взрослой. Поддерживаете отношения с их семьями?

- Конечно, ведь они расстались интеллигентно, без ругани. Я не думала, что у меня будет большая семья. Как говорится, ничто не предвещало. Я была у родителей одна до 14 лет, а потом мама родила мне брата и сестру. Это так здорово! Мы можем залезть всей нашей большой семьей на кровать, и смотреть фильм по ноутбуку. Вместе выезжаем за город. Моей пятиместной машины становится мало для нас всех, нужна крупногабаритная. Пытаюсь создавать семейные традиции. На праздники накрываю большой стол, пеку торты на дни рождения детей, они очень это любят.

- В сериале «Развод» ваша героиня Наташа переживает кризис в отношениях с мужем. По мнению психологов, подобных острых ситуаций семейным парам не избежать. Самые критические – три года совместной жизни, семь, 15 лет. Как вы преодолевали кризисы в отношениях со своим супругом, актером Алексеем Фаддеевым?

- Когда людям нечего делать, они начинают создавать конфликты. Но это тоже неплохо, так как кризис - преодоление определенных ступеней. Но у нас, к счастью, этого не было. Некогда было следить за тем, сколько лет мы прожили, у нас рождались дети один за другим.

Дети посылаются свыше

– Ваш старшенький, Корней, появился на свет в роддоме. Среднего - Ермолая  и младшего - Гордея, вы рожали дома. Если решитесь не четвертого, как поступите?

-  Детки посылаются нам свыше, и никто не гарантирует, каков будет исход. Я к этому приходила во время беременности. Когда рожала Корнея, муж был со мной в роддоме, при вторых родах Лёша поехал на репетицию, при третьих – вся наша семья была в сборе. Я никого не агитирую за домашние роды. Но появление человека на свет – таинство, и женщине в этот важный момент лучше быть в гармоничной обстановке, – при приглушенном свете, тихой музыке. А когда находишься в помещении с кафельной белой плиткой, под ярким светом, какая уж тут гармония. У многих по приезде в роддом от стресса прекращается родовая деятельность, роды начинают искусственно стимулировать. Так что, если вновь случится, скорее всего, буду рожать дома.

- Как вы все успеваете?

- У нас есть няня. Она присматривает за детьми, а все решения принимаем мы с мужем. В какие-то периоды я меньше уделяю времени ребятишкам, чем мамы, которые не работают. А вообще я – мама строгая, без запретов невозможно. Мы с Лёшей были воспитаны в интеллигентных семьях, и в некоторых ситуациях нам бывает непросто. Людям наглым и напористым легче выживать в современном мире. Но пусть лучше наши дети что-то преодолевают, чем с ноги будут открывать любую дверь. Они должны понимать, где та грань, которую воспитанному человеку переступать нельзя.

- Кому доверяете самое сокровенное?

- У нас есть друзья, с которыми общаемся семьями. Но с рождением третьего ребенка стали реже приглашать кого-то домой. Посиделки с подругами бывают крайне редко. Сейчас главный мой друг – муж, ему и доверяю свои секреты. Если же не могу что-то обсудить с Лешей, тогда говорю об этом с мамой.

- Многие считают, что для успешного брака все женщины должны быть время от времени актрисами…

- Моя принципиальная позиция - не играть в жизни. Можно лишь иногда включить дополнительное обаяние в отношениях с любимым. Но стараюсь так не поступать, хотя многие актрисы этим злоупотребляют. Не люблю в людях ложь и лицемерие. Не скажу, что я – не гибкий человек, бываю разной, в зависимости от ситуации. Люди, которые живут одиноко, культивируют актив эмоций. У меня этого актива хватает дома, поэтому на работе я отдыхаю, там можно просто наслаждаться общением с окружающими. Многие в театре признают, что с рождением троих детей я стала спокойнее. И перестала опасаться одиночества.

- Есть вещи, которых вы не прощаете людям?

- Нужно прощать всех и за все. Можно минимизировать общение, не общаться с человеком, но нельзя находиться в обиде.

- В театре «Сатирикон» вы служите более 10 лет. Не пробовали показаться в другой театр?

- Нет. Константин Райкин был моим педагогом, сейчас он – мой худрук. Не могу сказать, что работа с ним – сплошной рай. В политике каждого начальника всегда что-то не устраивает. Редко встретишь коллектив, в котором все друг другом довольны. Но, начиная с меня, о Константине Аркадьевиче пошла другая слава. До этого говорили, что он – деспот, никого не пускает сниматься в кино. Я была одной из первых, кого отпустили на съемки. За эти 10 лет я сходила три раза в декрет. Спектакль «Доходное место» мы восстанавливали после моего возвращения. Райкин меня ждал, никого не вводил на мою роль. Не знаю худрука, который бы на это пошел. Кстати, вводы в спектакли у нас проводятся долго и планомерно. Все, кто учился у Райкина, понимают его с полуслова. А вот людям, которые пришли к нам из других театральных школ, с нашим худруком бывает сложно. Но при любых разногласиях по поводу режиссуры, все признают, что он – прекрасный актёр. И это его главное достоинство.