Чем на самом деле занимались легендарные герои известных картин

Грехопадение во всех красках: детоубийцы, людоеды и зоофилы на полотнах великих мастеров

«О вышедшей недавно книге Софьи БАГДАСАРОВОЙ «Омерзительное искусство» говорят либо с восторгом, либо с отвращением. Потому что еще никто не толковал расхожие сюжеты известных картин с таким подробностями. Поневоле все время хватаешься за сердце и Уголовный кодекс!» - сообщается в предисловии к захватывающему чтиву.

- Людоеды, трансвеститы, фетишисты и убийцы: оказывается, именно они - персонажи шедевров, наполняющих залы музеев мира. После этой книги вы начнете смотреть на живопись совершенно по-новому, везде видеть скрытые истории и тайные мотивы, - предупреждают неискушенного читателя составители сборника. Представим на ваш суд несколько колоритных фрагментов.

Искусствовед, журналист, блогер Софья БАГДАСАРОВА пишет о том, о чём редко рассказывают в серьёзных изданиях. Фото из личного архива

Мужчины-трансвеститы

В древнегреческой мифологии есть эпизоды, в которых мужчины переодеваются в женскую одежду. На первый взгляд это обычная маскировка с целью военной хитрости.

Но, возможно, существовала и другая причина переодевания - ради доступа на религиозные церемонии, разрешенные лишь для женщин.

Теодор ван ТЮЛЬДЕН. «Геркулес и Омфала». 2-я пол. XVII века. Художественный музей Токио Фуджи (Токио)

Что мы видим. Запечатлен момент «рабства» Геракла (Геркулеса) у ливийской царицы Омфалы. В руках у Геракла прялка, сам он полностью обнажен, за исключением чресл, прикрытых драпировкой. Омфала завернута в красную ткань. На плечах у нее - отобранная у героя шкура льва, левой рукой она придерживает сучковатую дубину.

Сюжет. В наказание за то, что в приступе безумия Геракл убил молодого человека, боги вынесли ему суровый приговор. Его отправили на территорию современной Турции, на морское побережье с золотым песочком, служить в рабстве у красавицы царицы. Ну прямо тюрьма Гуантанамо!

На этих нарах бедняжечка провел три года: царица ему двоих сыновей успела родить.

Суровая, безжалостная Омфала отобрала у Геракла все парадное обмундирование (львиную шкуру, дубинку, аксельбанты и белые нитяные перчатки). И нарядила в женскую тунику от Баленсиаги, золотые украшения от Картье, обувь на каблуках от Маноло Бланик. Пытка! Сама же стала ходить по дворцу в Геракловых шмотках.

Геракла по приказу царицы поселили на женской половине дворца, среди распутных фрейлин (суровость наказания все усиливается). Вместо дубинки дали герою женскую прялку.

Целые дни проводил Геракл за прядением шерсти. Если он ломал веретено, то Омфала шлепала его туфлей, а он тихонько повизгивал.

За означенный период Геракл дал шерсти 33 мешка, но потом отпуск закончился, Гераклу вернули его шорты с подтяжками и львиную шкуру, и он снова отправился совершать подвиги, то есть убивать людей в больших количествах.

Детоубийцы-людоеды

Пугающий сюжет, повторяющийся в древнегреческой мифологии - родители (как правило, отцы), которые едят собственных детей. Обычно - по незнанию, но случалось и злонамеренно.

Петер Пауль РУБЕНС и мастерская. «Пир Терея». 1636–1638. Прадо (Мадрид)

Что мы видим. Одна из женщин протягивает царю отрубленную голову ребенка, из которой течет кровь. Он же одной рукой только что опрокинул стол, откуда падает посуда, другой - тянется за мечом. Это только что отобедавший царь Терей и его любимая семья (почти целиком).

Сюжет. Жил-был царь Терей, вождь фракийского племени, сын бога войны Ареса (Марса). Как-то с отрядом он проходил мимо города Афины и помог горожанам отбиться от врагов. За это благодарный афинский царь отдал за него замуж свою дочь Прокну. У Прокны осталась незамужняя сестра, красавица Филомела.

Буйному Терею очень нравилась свояченица, и он придумал хитрый план, как ее заполучить. Оставив дома жену, Терей приехал к афинскому тестю и пригласил Филомелу в гости.

По пути Терей убил слуг и телохранителей Филомелы, а ее саму изнасиловал. Очевидно, он относился к ней с очень большой симпатией, потому что лишь отрезал Филомеле язык и потом изнасиловал еще несколько раз.

Не доезжая до дома, Терей спрятал свояченицу в подвале в своем гаражном кооперативе.

В подвале Терей держал Филомелу почти год, периодически совершая насильственные половые акты.

Передать весточку на свободу бедная пленница не могла. Но Филомела выткала полотнище, на котором методом комикса изложила состав преступления зятя.

Один из охранников передал ткань с рассказом сестре пленницы - царице Прокне. Та вгляделась в детали и ужаснулась.

Царица немедленно отправилась к месту, где была заключена Филомела. Прокна привела бедную пленницу к себе домой, вымыла ее, накормила. Не обошлось и без терапевтического алкоголя для снятия стресса, причем в больших дозах.

Когда сестры вернулись домой, пьяные, агрессивные и накрутившие себя до самой черной злобы, на беду навстречу им выскочил маленький сын Прокны, звавшийся Итис.

- Как ты похож на отца! - воскликнула мать. И пырнула его кухонным ножом.

Потом Прокна и Филомела приготовили из мяса ребенка ужин. Когда Терей вернулся домой, его поджидал красиво сервированный стол.

Терей ел мясо с горчицей и хлебушком, чавкал, кусал с ножа, с нетерпением ожидая визит к пленной свояченице… А та стояла за занавеской и подсматривала. Прокна сидела рядом и умильно заглядывала ему в лицо, предвкушая развязку.

- Где мой сын? - спросил Терей. - Позови его!

- Тот, кого ты зовешь, - внутри тебя, - тонко поиздевалась над ним жена.

Терей сначала не понял, что она имеет в виду. И тогда безмолвная Филомела вышла наружу и кинула насильнику в лицо отрубленную голову его сына.

Терей начал гоняться за Прокной и Филомелой с мечом. Наконец боги-олимпийцы отложили попкорн и остановили это безумие, превратив Терея - в удода, Филомелу - в соловья, а Прокну - в ласточку. А какой еще гуманный выход существовал из этой ситуации?

Женская месть за измену

Что делать, если муж изменяет? Разумеется, разводиться и отсуживать половину имущества. Если разводиться не хочется, да и вся его собственность записана на свекровь, выход один - как-то выпустить пар.

Джорджо ВАЗАРИ. «Кастрация Урана сыном его Кроносом» (фрагмент). 1564. Палаццо Веккьо (Флоренция)

Что мы видим. В античных изображениях Сатурн (Крон), считавшийся еще и богом плодородия, изображался с небольшим серпом, которым, собственно, он и покусился на гениталии отца. В иконографии Нового времени, смешавшей Крона с богом времени Хроносом, у него появилась коса как символ беспощадности (позже перекочевавшая в руки персонификаций Смерти).

Сюжет. Жила-была в Древней Греции богиня земли Гея. Мужем ее был бог неба по имени Уран. В какой-то момент Гея проснулась утром, решила выпить кофе и поняла, что муж оставил ее без сливок. И тут ее внезапно осенило - она не хочет с этим мужем жить. Вернее, жить еще туда-сюда, а вот сексом заниматься она с ним решительно больше не хочет.

Времена тогда были простые, конкретные, прямо как у нас в девяностые. Поэтому Гея приняла решение - мужа надо кастрировать. По официальной версии, решила она это сделать, потому что Уран был чересчур плодовит, и она устала от него рожать. У них было 20–30 общих детей, включая сторуких гекатонхейров. Но у Урана были дети и от других женщин, и не рассказывайте мне, что Гее было все равно.

Кастрировать умная Гея решила не сама и занялась подстрекательством своего сына Крона. Сыновей у нее было много, можно было не экономить. Крона подстрекать было легко, он был честолюбивый и тоже хотел стать верховным богом - занять отцовское место. Он напал на спящего Урана и с помощью то ли серпа, то ли косы, то ли электрической газонокосилки лишил его мужского достоинства.

Детородная мощь Урана была так велика, что из капель его крови, упавших в морскую пену вместе с гениталиями, появилась на свет богиня Афродита. Крон стал верховным богом, Уран ушел на пенсию, у Геи тоже все было хорошо: рожала от кого хотела, пила кофе с пирожными, разводила розы.

Плохие няни

В Древней Греции в богатых семействах няни и кормилицы использовались повсеместно.

Фигуры нянь часто появляются в античных трагедиях, что является доказательством их важного положения среди прислуги.

Себастьяно дель ПЬОМБО. «Рождение Адониса», ок. 1510. Музей Амедео Лиа (Специя)

Что мы видим. Младенец Адонис выбирается из дупла - утробы своей матери Смирны (Мирры), превратившейся в мирровое дерево. Одна из женщин, помогающих появиться ему на свет - Илифия (Люцина), богиня родовспоможения и дочь Геры.

Сюжет. Как-то жена критского царя Кинира похвасталась, что ее юная дочь Смирна прекрасней самой Афродиты. Богиня любви не стерпела оскорбления и решила отомстить. Богиня внушила царицыной дочери Смирне (той самой красавице) противоестественную сексуальную страсть к собственному отцу - царю Киниру. И царевна Смирна решила со своим папой переспать. Для чего нимфетка-царевна нашла себе пособницу.

Безымянная кормилица царевны Смирны явно баловала ее и помогала во всяких запрещенных вещах. Поэтому, когда Смирна поделилась с няней своей проблемой («хочу переспать с папой!»), няня, вместо того чтобы настучать: а) родителям; б) по башке; в) отвести к эндокринологу, неврологу или психологу; г) или хотя бы купить в подарок вибратор для снятия напряжения, - вместо всего этого помогла разработать хитроумный план.

Эта женщина дождалась, когда царицы не было дома, достала бутылку отличного виски (из запасов царя же и прикарманенную), пригласила Кинира на кухню и крепко его напоила.

Если допустить, что и ранее царь вступал с этой няней в подобные неформальные отношения, все становится логичным. Царь Кинир напился до беспамятства, дочь Смирна забралась к нему в постель и занялась с ним завязыванием инцестуальной связи. Кинир думал, что это с няней, а не с дочерью, - и не удивился.

Кинир спустя какое-то время узнал, что его юная дочь беременна, и узнал, что он будет отцом. Он выхватил меч и начал бегать с ним за дочерью.

Когда отец настиг Смирну у обрыва, Афродита спохватилась и превратила ее в мирровое дерево. Родительский меч расколол ствол дерева пополам.

Из трещины в стволе выпал младенец Адонис. Пристыженная тем, что натворила, Афродита спрятала Адониса в ларец и передала его Персефоне, владычице царства мертвых. Но потом младенца отдали на тайное усыновление одной бездетной паре.

Смирна погибла, судьба ее родителей неизвестна, няня пропала. Адонис вырос, стал спать со своей приемной матерью Персефоной и одновременно с официальной пособницей убийства родной матери - Афродитой. Неудивительно, что он тоже погиб страшной смертью.






Сезанн так боялся натурщиц, что писал девушек со стариков
Шемякина в детстве изнасиловала немка Ирма